В системе обучения Л.В.Занкова изменения по сравнению с общепринятой системой происходят по всем дидактическим обоснованиям, а именно, изменяется постановка задач обучения. Центральной становится задача общего развития, которая рассматривается как основа успешного освоения знаний. Изменяется содержание образования, его обогащение осуществляется за счет включения теоретического, познавательного материала в программе общепринятых учебных предметов, вводятся новые учебные предметы: естествознание, география (с 1 класса), история (со 2 класса), (позже с 3 класса). Усиливается роль предметов эстетического плана и увеличивается удельный вес в знаниях, получаемых вне школы. Выдвигаются новые дидактические принципы: высокий уровень трудности, высокий удельный вес теоретических знаний. Учитывая все это, учитель перестраивает свою работу сознательно, целенаправленно, соотнося с названными принципами.
В то же время он изменяет процесс системно, целостно, охватывая все дидактические основания, иначе, его работа не будет отвечать требованиям системы развивающего обучения. Л.В.Занков справедливо замечает, что обучение не может считаться развивающим, если педагог не перестраивается в своем подходе к оценке результативности обучения и по-прежнему все сводит к своевременному выставлению отметок за усвоение материала, если не изучает при этом динамику развития учащихся – развитие их наблюдательности, мышления, различных умений, эмоционально-волевых качеств. То же самое касается и всех остальных компонентов дидактической системы; нарушение хотя бы одного из них нарушит эффективность всей системы [9; 10].
Основная идея педагогической системы Л.В.Занкова – внимание к внутреннему миру ребенка, признание внутренних закономерностей развития его психики.
Конечно же, наблюдение и мышление более подходит к первой аналитической линии, то есть к умственной деятельности. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что при выполнении задание которые предлагались Л.В. Занковым и его коллегами школьникам в целях изучения наблюдения и мышления, существенное место занимает то, что обычно называют волевым усилием. И уже совершенно ясно, что в практических действиях, направленных на изготовление материального объекта, познавательные процессы не-возможно отделить от волевых актов.
Описывая общее развитие, Л.В. Занков упоминает еще об одной черте: качество личности, равно как и способы действия, имеющие своей основой общее развитие, обнаруживаются на любом материале, в самых разнообразных ситуациях [14, c. 22].
В экспериментальном обучении группа Л.В. Занкова старалась избежать того, чтобы «стричь под одну гребенку» всех учащихся класса, нивилировать их, затруднять их продвижение в общем развитии.
Общее развитие отличается от специального развития, связанного с тем или иным предметом. Общее развитие представляет собой формирование, качественные изменения таких свойств личности, которые являются основой успешного усвоения материала любого предмета, а по окончании школы –основой творческого труда в любой сфере деятельности. Когда удается достигнуть значительного прогресса наблюдательности, мышления, памяти, речи, волевых качеств, это становится неотъемлемым достоянием человека [18; 19; 20].
На данном этапе исследования в ход вступал эксперимент. Главной задачей эксперимента было выявление внутренних связей, существовавших в процессе обучения. Для решения задачи был использован перекрестный эксперимент, то есть в одном и том же классе при выполнении одного и того же задания на разном материале учитель использовал различные способы, тем временем в параллельном классе при выполнении такого же задания использовались противоположные способы работы.
При оценке результатов эксперимента были учтены два показателя:
1)усвоение изучаемого материала;
2)продвижение учащегося в развитии.
На основе проведенного исследования были выделены условия эффективности различных форм сочетания. Результаты исследования отражены в публикациях Л.В. Занкова («Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в процессе обучения», 1954 г.). А в 1956 году выходит книга под редакцией Л.В. Занкова «Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы».
В 1957 году Леонид Владимирович начинает заниматься самым крупным экспериментальным исследованием в своей научной деятельности – это проблема соотношения обучения и развития. Это исследование, по мнению М.В.Зверевой, В.Г. Пегровой, НА. Нечаевой, стало главным делом его жизни, он посвятил ему 20 лет [4].
Ученый впервые ввел психологические методы изучения ребенка в педагогику. Общее развитие ребенка рассматривалось им как одно из важных условий эффективности обучения. Под общим развитием ребенка он понимал также стороны психики, как ум, воля, чувства, а также виды психической деятельности: мышление, наблюдение, практические действия [10, c. 185].
Исследование Л.В. Занкова по проблемам обучения и развития послужило основой для перехода на новую систему обучения. Результаты его исследования широко применяются в школьной практике во многих городах России. Также на основе исследования разработаны современные концепции общего среднего образования, принятые Всесоюзным съездом по народному образованию в декабре 1988 г.
Это положения концепции:
1) о школе развивающей и развивающейся;
2) о роли эксперимента как условии определения путей совершенствования школьного обучения;
3) о роли совместной деятельности детей и взрослых;
4) об обращении к мировой культуре, истории, духовным ценностям в целях обогащения содержания образования;
5) об открытости, вариативности образования и другие.
Все эти положения основаны на взглядах Л.В. Занкова, которые он научно обосновал.
Труды Л.В. Занкова в области педагогической и специальной психологии переиздаются, результаты его исследований самым активным образом применяются в школьной практике. Система обучения Л.В. Занкова признана в качестве государственной, а учебники получили статус федерального комплекта учебников.
Значение трудов Л. В. Занкова для педагогической теории и практики
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.