Нужно отметить, что многие психологические свойства и качества, единые для всех педагогов, имеют общие механизмы действия в условиях творческой деятельности. К таким чертам относятся: устойчивость нервной системы, способность к длительному и качественному труду, сильная воля, твердость, смелость и решительность в принятии решений, адекватная реакция на внешние воздействия, так называемая лабильность психики, способность не теряться, принимать верные решения в условиях дефицита времени, стрессовых ситуациях; выдержанность, терпеливость, оптимизм, упорство, инициативность, целеустремленность [9].
Среди личных факторов, сказывающихся на авторитете педагога и влияющих на эффективность работы, не последнее место занимает характер. Педагог народного художественного творчества постоянно имеет дело с детьми, и в зависимости от того, как он к ним относится, определяется их самочувствие, которое влияет и на работоспособность
Огромное значение имеет тактичность педагога, которая выражает высокую общую культуру, его воспитанность. Тактичный педагог умеет, когда нужно, промолчать. В условиях детского коллектива неуместны крик, резкость, грубый нажим, наказание.
К положительным чертам следует отнести целеустремленность, когда педагог заинтересован в работе, влюблен в дело, в коллектив, в людей, когда он поглощен работой так, что не замечает личных невзгод и неудобств [7].
Такой педагог невольно заражает весь творческий коллектив и ведет его по правильному пути.
Педагог народного художественного коллектива управляет процессом создания искусства и реализации педагогической программы. Это требует наличие таких личностно-профессиональных качеств, как выдержка и доверие. Их действенность можно сформулировать следующим образом:
— не повторять критические замечания участнику коллектива о допущенных промахах, которые он исправил;
— педагог не имеет права обижать, пользоваться преимуществами своего положения;
— уметь поощрять, убеждать, помогать;
— помнить: чтобы участник оставался в коллективе, есть одно средство — уважать его.
Педагог, постоянно контактируя с участниками коллектива, должен осуществлять это в рамках определенных нравственно-эстетических требований и норм. Коммуникабельность, общительность принимают профессиональную окраску у педагогов коллективов, занимающихся различными видами художественного творчества.
Коммуникабельность, общительность являются профессионально необходимыми качествами педагога. Создание на репетициях коллектива атмосферы взаимопонимания, эффективного процесса обучения зависит от умения формировать у участников хорошее, доброе расположение духа и настроения. Для установления хороших, творческих контактов с коллективом, педагогу необходимо воспитывать в себе такие качества как уважение к другим, мягкость, терпеливость. Ведь ему приходится работать с детьми, чьи художественно-исполнительские способности могут быть очень слабыми и требуют огромной систематической предварительной учебной работы. Поэтому добиваться нужного исполнения приходится кропотливым трудом, постепенно используя разные методы, терпеливо отрабатывать каждое движение [14].
Однако подлинное доверие и уважение нельзя завоевать показным либерализмом, нетребовательностью и мягкостью. Эти качества педагога могут вызвать, вначале известную симпатию со стороны исполнителей, но результат деятельности в этом случае не даст удовлетворения. А педагог, избравший подобный путь не будет пользоваться настоящим уважение и авторитетом. Эрудиция, общая культура педагога творческого коллектива — базис его художественного и педагогического потенциала.
Авторитет педагога образуется синтезом свойств личности. Так, например, педагог самой высокой принципиальности, но не знающий дело, не способный организовать детей, не пользуется авторитетом, как не пользуется им и блестящий организатор, но беспринципный человек.
В системе свойств, следовательно, необходимо выделить ведущие, которые имеют решающее значение в формировании авторитетности, которые влияют на отношение группы к педагогу. Тем не менее, беспринципность подрывает авторитет «деятеля» в большей степени, чем, например, неуравновешенность.
Авторитет — это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств объективным требованиям деятельности. Если свойства педагога отвечают требованиям деятельности, то он является авторитетным для коллектива.
Если свойства педагога творческого коллектива превосходят ожидания масс, тогда он пользуется особым авторитетом, уважением, почтением, любовью. И наоборот, несоответствие свойств личности требованиям ведет к не авторитетности педагога. Оценку соответствия личности педагога требованиям деятельности осуществляет коллектив. От состава коллектива и уровня его развития зависит характер оценки. Вот почему бывает так, что неавторитетный человек для одних, является авторитетным для других [10].
Делая вывод, мы можем сказать, что, завоеванный авторитет хорошо служит педагогу, работать ему становится все легче и легче, коллектив верит ему и поддерживает его.
Авторитет может упасть в любое время, если обладающий им или снизит к себе требования, или совершит действие либо поступок, несовместимый с высоким авторитетом педагога.
Значение личности педагога народного художественного творчества в детском коллективе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.