Общие принципы анализа текстов определенного жанра достаточно полно разработаны в мировой науке (А. Вежбицка, Д. Л. Остин, Д. Р. Серль, В. Барнет, Ст. Гайда и др.), а в отечественной представлены именами таких ученых, как М. М. Бахтин, Ю. С. Степанов, Д. Н. Арутюнова, М. Н. Кожина, К. А. Долинин, В. И Карасик, В. В. Дементьев, В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, К. Ф. Седов, Т. В. Матвеева, Т. В. Шмелёва, И. В. Шерстяных, Н. И. Формановская, М. Ю. Федосюк и др. Теория речевых жанров предлагает универсальный подход к речевому поведению человека, механизмам порождения и интерпретации речи. Так, закономерности жанровой организации речи рассматриваются в связи с общими закономерностями коммуникативной и некоммуникативной деятельности. Говоря о состоянии исследований по изучению жанров устной публичной (научной) речи, следует отметить, что в публикациях, отражающих результаты работы отечественных и зарубежных ученых, акцент делается на жанрообразующих признаках и типологии устного публично адресованного монолога, а также на определении понятия жанровой нормы речи определенной функциональной разновидности.
Однако существуют и публикации, в которых делаются попытки выделения структурно-композиционных жанрообразующих признаков текста и их семантической интерпретации на материале устной научной речи определенной жанровой принадлежности – лекции, доклада, сообщения, дискуссии. Особой глубиной анализа отличается работа известного чешского лингвиста Вл. Барнета, в которой определено понятие жанровой нормы и дана классификация жанров русской устной публичной речи [18]. Специфические функции и специфические условия определенной коммуникативной сферы обуславливают появление жанров, типичных только для данной сферы и существующих либо в устной, либо в письменной форме, а иногда в той и другой вместе. В число оппозиций, характеризующих жанровое разнообразие (диалогические-монологические, письменные-устные жанры), входит и отношение типа «жанры, закрепленные за одной сферой общения – жанры, способные переходить из одной сферы общения в другую».
К жанрам последнего типа, свойственным в разной мере и научной, и производственно-профессиональной, и деловой, и социокультурной сферам общения, относятся основные жанры устной научной речи: лекция, доклад, сообщение, выступление, беседа. Отличительные особенности этих жанров научного общения от соотносительных жанров других сфер общения зависят от ситуативно-тематических характеристик и коммуникативных целей. Такие показатели, как форма речи, коммуникативная сфера, речевая интенция, ситуация и общая тематика, образуют сложную систему взаимосвязей и оказывают на выбор жанра совместное комплексное влияние. Выбор речевого жанра в значительной мере обусловлен содержательно-тематической стороной речи и уровнем информированности адресата. Так, в устном общении сложная специальная информация обычно доносится до слушателя в форме доклада, общеизвестные, но незнакомые слушателю факты – в форме лекции. Естественно, бывают случаи, когда лекция содержит в себе новую информацию, например, лекция для коллег-специалистов, учебная лекция при чтении спецкурса [17].
Учитывая, что существует некоторое соотношение основных жанрообразующих факторов (протяженность текста, его горизoнтaльнoe и вертикальное членение, преимущественное использование определенного способа изложения), можно попарно объединить по признаку письменность – устность жанры приблизительно сходной характеристики, например: монография, учебник – цикл лекций, раздел монографии, учебника – лекция, статья – доклад, рецензия – выступление (дискуссионное, полемическое), аннотация – сообщение, инструкция – консультация, беседа. Сходство попарно объединенных жанров носит лишь приблизительный характер: письменность или устность налагают существенные ограничения на факторы, конституирующие жанры.
«Жанры письменной и устной научной коммуникации»
- Diplom777
- Русский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777