Наглядности (заполнения пространства между абстрактным и конкретным). Формулируя данный принцип, В. Оконь имеет в виду совокупность тех норм, которые являются следствием закономерностей процесса обучения и относятся к познанию действительности на основе наблюдения учащихся, их мышления и практики при движении от конкретного к абстрактному и наоборот.
Самостоятельности (ограничения зависимости учеников от учителя). Согласно данному принципу педагогом учитываются все проявления естественных склонностей учащихся к самостоятельной деятельности. Учитель сознательно создает оптимальные условия для развития самостоятельности учащихся в деятельности и мышлении.
Связь теории и практики. Основа данного принципа — это понимание и педагогом, и учащимися связи между познанием действительности, следствием чего является теория и практика.
Эффективности (связи между целью и результатом обучения). Принцип относится к функционированию и оптимизации многих факторов, которые оказывают непосредственное (знания и умения учащихся, методы работы учителей и учащихся, количество учебного времени), либо косвенное (образование и педагогическая культура педагогов, уровень умственного развития и способности учащихся, семья, окружение) влияние на дидактический процесс.
Доступности (преодоления трудностей учениками в познании и преобразовании действительности). Принцип связан с необходимостью поиска педагогом способов установления контакта с каждым из обучающихся, подбором методов и средств обучения, которые могут способствовать развитию возможностей большинства учеников, соответствуют данной фазе их умственного, физического, морально-социального развития в максимальной степени.
Сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении (связи интересов личности и общества). Данный принцип предполагает, что в процессе обучения будут гармонично сочетаться различные формы работы (индивидуальные, фронтальные, групповые). Такое сочетание способствует социализации и воспитанию чувства коллективизма у учащихся, возможности учитывать интересы личности и общества.
Таким образом, рассматривая различные классификации принципов обучения, можно полагать, что, не смотря на то, что есть классические принципы, признающиеся всеми авторами, все же нет универсальной классификации. Однако все принципы можно объединить в группы:
методологические (или философские), которые отражают концептуальную стратегию образования (это принципы гуманизации, связи с жизнью, демократизации и др.);
научные, которые касаются не только содержания образования, но также и самого образовательного процесса (принцип систематичности, научности и др.);
психологические (принцип учета психологии личности, группы, возрастных особенностей и др.);
непосредственно дидактические (принципы наглядности, доступности, индивидуализации и др.).
Закономерности и принципы организации обучения и их реализация в рамках современных педагогических технологий
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.