Дети с умственной отсталостью, их в более ранних публикациях называли слабоумными, а с нечёткой терминологией нынешней — детьми со сниженным интеллектом, с особыми нуждами, с трудностями в обучении и т. п. — это 1 из многочисленных категорий детей, у которых есть отклонение в развитии от нормы. По данным, которые имеются в наше время, такие дети составляют 2,5 процента от общего количества детей.
Понятие «умственно отсталый ребёнок» — охватывает разнообразную по составу группу детей, и объединяет их наличие органическое повреждение коры головного мозга, который имеет диффузный характер. Морфологические изменения захватывают участки коры головного мозга ребёнка, нарушает их функции и строение. Но не исключены случаи, когда поражение коры головного мозга сочетается с некоторыми локальными, местными нарушениями, включающие и подкорковые системы, поэтому происходит возникновение различных, по разному выраженных отклонений, которые обнаруживаются во всей психической деятельности, очень резко — в познавательной деятельности [21].
Большинство детей с умственной отсталостью составляют дети — олигофрены. У таких детей поражение мозговых систем возникает на очень ранних этапах развития — даже во внутриутробном периоде, при рождении или же в течении 1,5 лет жизни, т.е. до становления речи у ребёнка.
Степень дефекта зависит от тяжести постигшей вредности, а также от времени её воздействия. Чем раньше у ребёнка возникло это заболевание, тем хуже его последствия. Поэтому самые глубокие степени олигофрении, у тех детей, которые перенесли заболевание во внутриутробном развитии. В этом случае срок обычного, нормального развития головного мозга происходит минимальное.
При олигофрении недостаточность мозга носит остаточный (реэидуальный) характер, это даёт надежду на оптимистический прогноз развития ребёнка, который после вредности уже перенесённой оказывается практически здоровым, потому что болезненные процессы в центральной нервной системе прекращаются. Ребёнок имеет потенциальные возможности и в хороших условиях всё таки их реализует. т. е. Ребёнок способен к психическому развитию, но оно осуществляется аномально, потому что его биологическая основа не нормальная, а патологична [19].
Умственная отсталость у детей, которая возникла после двух лет, встречается очень редко. В таком случае она входит в ряд понятий, среди них есть такое, как «деменция» т. е. Слабоумие. При деменции нарушения в головном мозге возникает после длительно протекающего нормального развития ребёнка, в течение двух-пяти лет. Она может быть следствием заболеваний мозга либо следствие травм. При деменции интеллектуальный дефект носит необратимый характер. Даже обычно бывает прогрессирование заболевания. Но иногда при благоприятных условиях можно добиться небольшого замедления этого процесса.
К числу олигофренов не относятся дети, которые страдают текущими заболеваниями, которые обусловленны наследственными нарушениями обмена веществ. Таки дети постепенно деградируют. Умственная отсталость становится с каждым годом всё сильнее, если не оказывать необходимую медицинскую помощь [17].
Особыми случаями являются, когда у ребенка слабоумие и наличие других психических заболеваний — шизофрении, эпилепсии и др., очень затрудняют обучение и воспитание детей и в итоге выявляется негативный прогноз. Продвижение детей в познавательной деятельности, а также успешность вхождения в окружающую среду зависит в основном от течения болезни, от её обострения, и это всё сводит не к чему, все направленные силы педагога.
Нужно отметить, что понятие — умственная отсталость, как особое отклонение в развитии в данный момент потерпело небольшие изменения. Недавно мы ещё говорили о том, что наличие органического поражения центральной нервной системы — это обязательное и основное условие принадлежности к умственно отсталым детям [16].
На данный момент установлено, что маленькая мозговая дисфункция часто имеет место у детей с задержкой психического развития, а они существенно отличаются от детей умственно отсталых. Их состояние характеризуют наиболее благоприятным прогнозом. У таких детей более высокие потенциальные возможности развития, которые обеспечивают основу для продвижения в личностном плане, в познавательной деятельности, а также в отношении трудовой и социальной адаптации.
Также известны случаи умственной отсталости, когда причины биологического характера не установлены, или при настоящем уровне диагностики просто не установлены. Поэтому, медицинские показатели имеют хоть и большую значимость, но всё-таки не единственны.
Нужно подчеркнуть, что в наше время умственная отсталость всё чаще и чаще проявляется в усложненных, своеобразных формах. Очень увеличилось количество детей с умственной отсталостью и с разными дополнительными отклонениями в развитии — со снижением зрения, слуха, с явлениями церебрального паралича, с наличием каких либо психических заболеваний, с большим недоразвитием речи и т. д. [14].
Также встречаются такие дети, у них на фоне резкой недостаточности познавательной деятельности речи, а также отклонений в эмоционально -волевой сфере обнаруживаются сохранные относительные способности -способность к воспроизведению цвета и формы предметов, музыкальный слух, к подражанию окружающим. Бывает у некоторых детей хорошая вербальная память. Без большого понимания услышанного такие дети точно запоминают фразы, которые произносят окружающие люди, и даже иногда пользуются ими как речевыми штампами [13].
Такие индивидуальные особенности ребёнка приводят в недоумение некоторых психологов и педагогов, вызывают у них даже сомнение относительно их принадлежности к умственно отсталым, и ещё вселяют в родителей ребёнка напрасную надежду на успехи в будущем.
Закономерности и особенности психофизического развития детей с умственной отсталостью
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.