Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Взаимосвязь между образованием и производством в современном российском обществе: проблемы управления

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Россия, не смотря на сложное время для развития экономики и неблагоприятные тенденции в сфере развития производства, сохранила благоприятные условия для прогресса и развития науки и образования. Корни их уходят в давнюю историческую традицию вклада высшего образования в развитие национального научного потенциала.

1.2. Взаимовлияние образования и производства в современной России

Образование в России, как и во всем мире, является плацдармом, на котором происходит формирование человека, «битва за души и сердца людей». Для того, чтобы реализовать медернизацию и усовершенствование сферы образования, необходимо уточнить вектор этой модернизации, ее стратегию. На наш взгляд, таким вектором является успешная экономика и сфера производства и инноваций страны. Международные сопоставления наглядно иллюстрируют недооценку значения развития науки в российской сфере высшего образования. Большинство российских вузов ориентированы на образовательную деятельность, пренебрегая научной. Тем временем в университетах России работает половина всех ученых (включая кандидатов и докторов наук), которые получают лишь 6% выделяемых государством средств на науку и исследования. Большая же часть государственных инвестиций направлена в академическую и прикладную сферы науки – в РАН, отраслевые, конструкторские, проектировочные, исследовательские институты, где производится 20% научных результатов всей страны. Таким образом, эффективность в рамках вузов выше примерно в три раза, несмотря на недофинансирование.
Важной проблемой в совершенствовании образования и производства в России выступает и кадровый голод в экономике. Нестабильное положение в сфере интеллектуальной деятельности усугублено неблагоприятным демографическим положением. Наблюдается снижение темпов притока молодых людей в науку. Современные показатели иллюстрируют, что доля ученых в возрасте до 30 лет в большинстве вузов и научно-исследовательских учреждений в среднем не выше 10% от показателя общего количества исследователей. Доля исследователей в таких важных для сферы производства отраслях наук как: биотехнология, экономика, химия, легкая, пищевая промышленность, химическая технология, право, технология еще ниже – всего 5-6%. Вместе с тем, в российских университетах на этапе профессиональной ориентации студентов проявляется тенденция к отсутствию интереса у студентов к исследовательской деятельности. Продолжают научную деятельность после вуза лишь 0,5 % выпускников. Причиной данной проблемы выступает ориентация студентов не на общественную значимость той или иной профессии, а на ее престижность.
Таким образом, наблюдается дефицит специалистов инновационного типа, которые смогли бы органично сочетать научные исследования и производство. Зарубежная картина взаимосвязи науки и образования представляет собой преобладание интеллектуального труда как фактора прироста занятости. Там эффективно проявляет себя цепочка «образование-наука-производство», где студенты (бакалавры и магистры) приходят в науку, чтобы реализовать себя в качестве ученых, а затем – в бизнес для реализации своих навыков и исследовательских результатов в производстве. Подобная структура предполагает интеграцию образования, науки и производства, преобладание исследовательской деятельности в системе образования молодых специалистов, сотрудничества и взаимодействие университетов и бизнес-структур в организации процесса образования, стимулирование общественно значимых профессий.
На сегодняшний момент правительство России оказывает значительную поддержку развитию производству, предпринимательству в сфере инновационной системы. При этом, часто эта поддержка выражается в финансировании высших учебных учреждений – государство развивает инновационные контакты вузов, вкладывает средства в стажировки и повышение квалификации ученых и сотрудников, способствует развитию объектов инновационной среды: бизнес- инкубаторов, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации и др. Создание таких объектов и их успешное функционирование как раз и осуществляет взаимодействие образования, науки, бизнеса под государственным управлением, направленном на развитие инновационных процессов в стране.
Рассматривая образование и бизнес в качестве отдельных социальных институтов, следует заметить, что их должно характеризовать опережающее развитие для успеха в сфере рынка, инноваций и экономики страны в целом. В этом случае должны учитываться такие социокультурные и экономические факторы как: состояние экономики, открытость изменениям, самостоятельность.
Современный российский бизнес определяется как институт, способствующий инновационной деятельности, так как в процессе исторического развития именно развитие рынка и ориентация на прибыль сформировали предпосылки поиска новшеств в экономике. Рынок и организация в данном случае выступают как механизмы создания инноваций.
Однако, современные проблеме в сфере производства обусловлены нежеланием российских предпринимателей заниматься сложными видами деятельности, нуждающимися в исследовательских программах, нацеленных на инновационные разработки. В связи с этим, в сфере производства наблюдается деквалификация работников и деградация человеческого капитала, низкий уровень информатизации кадров, компьютеризации производства. Данные аспекты отражают тот факт, что «реальный российский рынок и предпринимательство как сложившаяся система институтов не мотивирует инновационное поведение участников».
Таким образом, из вышеизложенного анализа сфер образования и производства можно сделать вывод, что взаимодействие систем образования и производства в современном российском обществе находится в коллизионных рамках. С одной стороны, наблюдается диффузия границ между образованием и производством, которая выражена в финансировании государством высших учебных заведений с целью развития инноваций в стране, и в последствии прогресса в сфере производства. С другой стороны, очевидна проблема деквалификации кадров в производственной среде. Как видим, развитие образования и производства в России часто идет непересекающимися путями, не оказывая тем самым прогрессивного, положительного воздействия на экономику страны.

Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜