Россия, не смотря на сложное время для развития экономики и неблагоприятные тенденции в сфере развития производства, сохранила благоприятные условия для прогресса и развития науки и образования. Корни их уходят в давнюю историческую традицию вклада высшего образования в развитие национального научного потенциала.
1.2. Взаимовлияние образования и производства в современной России
Образование в России, как и во всем мире, является плацдармом, на котором происходит формирование человека, «битва за души и сердца людей». Для того, чтобы реализовать медернизацию и усовершенствование сферы образования, необходимо уточнить вектор этой модернизации, ее стратегию. На наш взгляд, таким вектором является успешная экономика и сфера производства и инноваций страны. Международные сопоставления наглядно иллюстрируют недооценку значения развития науки в российской сфере высшего образования. Большинство российских вузов ориентированы на образовательную деятельность, пренебрегая научной. Тем временем в университетах России работает половина всех ученых (включая кандидатов и докторов наук), которые получают лишь 6% выделяемых государством средств на науку и исследования. Большая же часть государственных инвестиций направлена в академическую и прикладную сферы науки – в РАН, отраслевые, конструкторские, проектировочные, исследовательские институты, где производится 20% научных результатов всей страны. Таким образом, эффективность в рамках вузов выше примерно в три раза, несмотря на недофинансирование.
Важной проблемой в совершенствовании образования и производства в России выступает и кадровый голод в экономике. Нестабильное положение в сфере интеллектуальной деятельности усугублено неблагоприятным демографическим положением. Наблюдается снижение темпов притока молодых людей в науку. Современные показатели иллюстрируют, что доля ученых в возрасте до 30 лет в большинстве вузов и научно-исследовательских учреждений в среднем не выше 10% от показателя общего количества исследователей. Доля исследователей в таких важных для сферы производства отраслях наук как: биотехнология, экономика, химия, легкая, пищевая промышленность, химическая технология, право, технология еще ниже – всего 5-6%. Вместе с тем, в российских университетах на этапе профессиональной ориентации студентов проявляется тенденция к отсутствию интереса у студентов к исследовательской деятельности. Продолжают научную деятельность после вуза лишь 0,5 % выпускников. Причиной данной проблемы выступает ориентация студентов не на общественную значимость той или иной профессии, а на ее престижность.
Таким образом, наблюдается дефицит специалистов инновационного типа, которые смогли бы органично сочетать научные исследования и производство. Зарубежная картина взаимосвязи науки и образования представляет собой преобладание интеллектуального труда как фактора прироста занятости. Там эффективно проявляет себя цепочка «образование-наука-производство», где студенты (бакалавры и магистры) приходят в науку, чтобы реализовать себя в качестве ученых, а затем – в бизнес для реализации своих навыков и исследовательских результатов в производстве. Подобная структура предполагает интеграцию образования, науки и производства, преобладание исследовательской деятельности в системе образования молодых специалистов, сотрудничества и взаимодействие университетов и бизнес-структур в организации процесса образования, стимулирование общественно значимых профессий.
На сегодняшний момент правительство России оказывает значительную поддержку развитию производству, предпринимательству в сфере инновационной системы. При этом, часто эта поддержка выражается в финансировании высших учебных учреждений – государство развивает инновационные контакты вузов, вкладывает средства в стажировки и повышение квалификации ученых и сотрудников, способствует развитию объектов инновационной среды: бизнес- инкубаторов, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации и др. Создание таких объектов и их успешное функционирование как раз и осуществляет взаимодействие образования, науки, бизнеса под государственным управлением, направленном на развитие инновационных процессов в стране.
Рассматривая образование и бизнес в качестве отдельных социальных институтов, следует заметить, что их должно характеризовать опережающее развитие для успеха в сфере рынка, инноваций и экономики страны в целом. В этом случае должны учитываться такие социокультурные и экономические факторы как: состояние экономики, открытость изменениям, самостоятельность.
Современный российский бизнес определяется как институт, способствующий инновационной деятельности, так как в процессе исторического развития именно развитие рынка и ориентация на прибыль сформировали предпосылки поиска новшеств в экономике. Рынок и организация в данном случае выступают как механизмы создания инноваций.
Однако, современные проблеме в сфере производства обусловлены нежеланием российских предпринимателей заниматься сложными видами деятельности, нуждающимися в исследовательских программах, нацеленных на инновационные разработки. В связи с этим, в сфере производства наблюдается деквалификация работников и деградация человеческого капитала, низкий уровень информатизации кадров, компьютеризации производства. Данные аспекты отражают тот факт, что «реальный российский рынок и предпринимательство как сложившаяся система институтов не мотивирует инновационное поведение участников».
Таким образом, из вышеизложенного анализа сфер образования и производства можно сделать вывод, что взаимодействие систем образования и производства в современном российском обществе находится в коллизионных рамках. С одной стороны, наблюдается диффузия границ между образованием и производством, которая выражена в финансировании государством высших учебных заведений с целью развития инноваций в стране, и в последствии прогресса в сфере производства. С другой стороны, очевидна проблема деквалификации кадров в производственной среде. Как видим, развитие образования и производства в России часто идет непересекающимися путями, не оказывая тем самым прогрессивного, положительного воздействия на экономику страны.