Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Взаимодействие школы и семьи в процессе формировпния у детей умения учиться

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Если рассмотреть проблему адаптации детей к школе, то можно сказать, что адаптация к школе – процесс, который состоит из двух этапов: первый – ребенок изменяет себя, всю свою психическую деятельность, пытаясь приспособиться к школьным требованиям, а второй этап – ребенок пытается изменить, как бы подстроить под себя те структурные компоненты окружающей среды (школы, семьи и т.д.), которые являются для него травмирующими.
Кроме того, большинство исследователей подчеркивают динамический характер процесса адаптации, который обеспечивается постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма. При этом социально-психологическая адаптация к школе понимается как процесс вхождения и активного приспособления ребенка к новым условиям жизни. Важным аспектом адаптации является принятие первоклассником новой социальной роли — роли ученика. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои отношения с другими людьми.
Приспособление к школьному процессу идет одновременно по нескольким направлениям:
– психофизиологическая адаптация (перестройка организмом ребенка своих функций в соответствиями с требованиями внешней среды);
– социальная адаптация (включение ребенка в новую социальную ситуацию, активное приспособление его к условиям социальной среды);
– психологическая адаптация (активность личности ребенка — приспособление его психической деятельности к условиям среды или попытка изменить данную окружающую среду с целью более успешной адаптации).
Временные рамки школьной адаптации не могут быть строго определены. Длительность периода адаптации к новым условиям зависит, в первую очередь, от индивидуальных особенностей ребенка, от его готовности к обучению в школе, от особенностей детско-родительских отношений и множества других факторов. В психолого-педагогической литературе указывается период адаптации от одного месяца до года.
Большинство исследователей согласны с мнением, что полноценную адаптацию к школе следует рассматривать не как статическое состояние, а как динамический процесс, который обеспечивается постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма. Как и любое динамическое явление, адаптация к школе проходит несколько фаз:
Генерализованную реакцию, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением (2-3 недели);
Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;
Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам варианты реагирования, т.е. собственно адаптацию.
По прошествии всех фаз адаптации наступает состояние, которое называют адаптированностью. Адаптированность — это завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма к окружающей среде (школе, социуму); состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций всех ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде.
Наряду с термином «адаптация» широко используется термин «дезадаптация», применительно к детям, испытывающим трудности приспособления к школе. Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.
Школьная дезадаптация – невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует.
«Педагогический диагноз» школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
Можно выделить факторы риска развития дезадаптации, способные при определенных условиях стать причинами школьной неуспеваемости:
– недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
– соматическая ослабленность ребенка;
– нарушения формирования школьных навыков;
– двигательные нарушения и пр.
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника.
Внутренняя позиция представляет собой мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».
В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы.
Признаки успешной адаптации:
Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
Насколько легко ребенок справляется с программой .
Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Но самым важным, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Итак, школьная адаптация – это сложный и длительный процесс приспособления ребенка к школе, который предполагает приспособление ребенка к новым для него условиям школьного обучения, новому социальному окружению, самому себе, новым требованиям.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜