Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Взаимодействие школы и семьи в процессе формировпния у детей умения учиться

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Если рассмотреть проблему адаптации детей к школе, то можно сказать, что адаптация к школе – процесс, который состоит из двух этапов: первый – ребенок изменяет себя, всю свою психическую деятельность, пытаясь приспособиться к школьным требованиям, а второй этап – ребенок пытается изменить, как бы подстроить под себя те структурные компоненты окружающей среды (школы, семьи и т.д.), которые являются для него травмирующими.
Кроме того, большинство исследователей подчеркивают динамический характер процесса адаптации, который обеспечивается постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма. При этом социально-психологическая адаптация к школе понимается как процесс вхождения и активного приспособления ребенка к новым условиям жизни. Важным аспектом адаптации является принятие первоклассником новой социальной роли — роли ученика. Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои отношения с другими людьми.
Приспособление к школьному процессу идет одновременно по нескольким направлениям:
— психофизиологическая адаптация (перестройка организмом ребенка своих функций в соответствиями с требованиями внешней среды);
— социальная адаптация (включение ребенка в новую социальную ситуацию, активное приспособление его к условиям социальной среды);
— психологическая адаптация (активность личности ребенка — приспособление его психической деятельности к условиям среды или попытка изменить данную окружающую среду с целью более успешной адаптации).
Временные рамки школьной адаптации не могут быть строго определены. Длительность периода адаптации к новым условиям зависит, в первую очередь, от индивидуальных особенностей ребенка, от его готовности к обучению в школе, от особенностей детско-родительских отношений и множества других факторов. В психолого-педагогической литературе указывается период адаптации от одного месяца до года.
Большинство исследователей согласны с мнением, что полноценную адаптацию к школе следует рассматривать не как статическое состояние, а как динамический процесс, который обеспечивается постоянной активацией и регуляцией различных механизмов функциональных систем организма. Как и любое динамическое явление, адаптация к школе проходит несколько фаз:
Генерализованную реакцию, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением (2-3 недели);
Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;
Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам варианты реагирования, т.е. собственно адаптацию.
По прошествии всех фаз адаптации наступает состояние, которое называют адаптированностью. Адаптированность — это завершенность процесса адаптации, некое конкретное состояние, характеризующееся хорошей адаптацией организма к окружающей среде (школе, социуму); состояние, когда процесс приспособления ребенка полностью завершен, и в результате перестройки функций всех ведущих систем организма восстанавливается уровень функционирования, наиболее типичный для ребенка и обеспечивающий ему оптимальное существование в новой микросоциальной среде.
Наряду с термином «адаптация» широко используется термин «дезадаптация», применительно к детям, испытывающим трудности приспособления к школе. Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.
Школьная дезадаптация — невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует.
«Педагогический диагноз» школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
Можно выделить факторы риска развития дезадаптации, способные при определенных условиях стать причинами школьной неуспеваемости:
— недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;
— соматическая ослабленность ребенка;
— нарушения формирования школьных навыков;
— двигательные нарушения и пр.
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника.
Внутренняя позиция представляет собой мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».
В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, состояние дезадаптации. Оно проявляется в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы.
Признаки успешной адаптации:
Удовлетворенность ребенка процессом обучения.
Насколько легко ребенок справляется с программой .
Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Но самым важным, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Итак, школьная адаптация — это сложный и длительный процесс приспособления ребенка к школе, который предполагает приспособление ребенка к новым для него условиям школьного обучения, новому социальному окружению, самому себе, новым требованиям.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.