Это положение обосновано и разработано в отечественной психологопедагогической науке (И.С. Кон, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, Р.М. Рогов, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов и др.) Мировоззрение выступает как система субъективно окрашенных знаний, убеждений, оценок, установок, деятельностных проявлений, выстраиваемая вокруг стержневой идеи.
Одна из основных задач экологической эстетики и этики – это создание внутренних нравственных барьеров в обществе и прежде всего в сознании индивида, запрещающих определённые действия по отношению к природе, обучение эмоционально–эстетическому взаимодействию с природой.
По мнению автора С.Н. Николаевой, истинные экологические знания формируют осознанный характер отношения и являются отрывной точкой для экологического сознания. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.
Экологическое воспитание происходит на всех этапах обучения в школе, на каждом из них определяются соответствующие цели и задачи, изначально подбирается соответствующая методика, учитываются возрастные особенности обучающихся. В процессе экологического воспитания, преподаватель должен дать теоретические знания о самой природе, о человеке, как биосоциальном существе, также практической связи человека с природой, впоследствии прививать добрые чувства, развивать экологическое мышление.
Основополагающим фактором при формировании экологического сознания является отношение самого взрослого к природе, речь идет о педагоге. Это является своеобразной моделью построения взаимоотношений с окружающим миром.
Один из основных путей повышения эффективности экологического просвещения заключается в использовании различных форм и методов работы: познание окружающего мира, беседы, наблюдения за живым организмом, опытническая деятельность, сообщение педагогом экологического материала, выступления и доклады обучающихся, наблюдения и экологические экскурсии, создание видеофильмов (презентаций, слайд шоу), конкурсы и викторины, продуктивная деятельность (плакаты, экологические газеты), лаборатория (опыты и эксперименты), инсценировки и театрализации, экологические игры, эколого–познавательные праздники и другое.
Вопросы ценностных установок, этических принципов и норм, регулирующих отношение человека к природе, являются предметом экологической этики. «Биоэтика» или «экологическая этика», возникшая в 60–х годах ХХ века (Р. Атфилд, Д. Дивол, Дж. Лавлок, О. Леопольд, Х. Ролстон, Дж. Сешен, Л. Уайт, А. Швейцер), своими корнями уходит в универсальную этику, рассматривающую принцип ненасилия и благоговения перед жизнью в качестве закона бытия (И. Кант, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев). В рамках данной науки формируются понятия «самоценности» всего живого и неживого на Земле и в Космосе и «ответственности» Человека перед Природой. По словам А. Швейцера, автора этической концепции «благоговения перед жизнью», человек «станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь растений и животных будет для него так же священна, как и жизнь человека». Философы и ученые современности утверждают, что экологический кризис, прежде всего, – кризис мировоззренческий, духовно–ценностный: «это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимоотношений людей друг с другом, с обществом, с природой».
Чувственное созерцание красоты в природе, благоговение перед ней, переживание с ней внутренней связи и единства позволяют человеку в условиях индустриальной цивилизации воспринимать и признавать природу как самоценность, постигая при этом смыслы собственного бытия.
Эстетическая функция относительно прекрасного в природе направлена в экоэстетике на формирование в личности эколого–эстетических ценностных установок, чувственную основу которых составляют ощущение порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, пробуждение и укрепление духовных сил. Таким образом, экологическая эстетика суммирует духовнонравственные искания экологической науки в разных областях и переводит их в контекст культуры.
Как человек воспринимает природу, какой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъектными свойствами (очеловечивает), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. В свою очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся отношения будут способствовать расширению сферы восприятия, насыщению ее новым содержанием.
Выставочная работа библиотеки в помощь экологическому просвещению
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.