Коллективный договор представляет собой документ, который призван регулировать трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между собственниками имущества (работодателями) и работниками предприятия. Коллективный договор направлен на выполнение ряда задач, которые схематично представлены на рисунке 1.6
Рис 1.6 Задачи коллективного договора
Помимо всего прочего, немаловажное значение в системе социально-трудовых отношений занимают и отраслевые тарифные соглашения.
Данное соглашение есть не что иное как письменный договор, обладающий юридической силой, который заключается между органами, представляющими интересы собственников- работодателей и профессиональными объединениями, представляющими интересы трудовых коллективов.
Ряд ученых в своих научных трудах предлагают ряд показателей для оценки деятельности сотрудников своей компании, которые в общем вид представлены на рисунке 1.7
Рис 1.7. Показатели оценки деятельности персонала
Как можно заметить из данных рисунка 1.7., основными показателями оценки персонала являются:
1.Показатели результативности выполнения работы;
2.Показатели профессионального поведения сотрудников в организации;
3.Показатели профессиональной деятельности сотрудников и т.д.
Существует некоторые критерии, которые используются на практике при оценке персонала.
1. Оценка количественных показателей является наиболее распространенной формой оценки работы персонала.
Это самый очевидный, объективный и прямой способ оценки, при котором работники оцениваются на основании достигнутых результатов
2. Оценка качества работы.
Очень часто для организации качество работы важнее, чем производительность труда, так как выпуск большой партии некачественной продукции вместо прибыли оборачивается для организации значительными убытками.
3. Оценка потерь рабочего времени.
Потери рабочего времени являются одним из основных показателей для оценки уровня трудовой морали и степени приверженности работников своей организации.
4. Уровень текучести кадров.
Показатели уровня текучести кадров часто свидетельствуют не только о качестве управления в подразделении или в организации в целом, но и о степени удовлетворенности персонала сложившимися условиями труда и взаимоотношениями с руководством.
5. Оценка характеристик, связанных с обучением персонала (время обучения, стоимость обучения, успешность обучения).
Использование данного критерия позволяет получить объективную, документально подтвержденную и точную оценку способностей и уровня подготовки работника в той или иной профессиональной области, временных и финансовых затрат организации на обучение, а также степень его эффективности.
6. Оценка индивидуальных особенностей работника.
Предполагает использование различных оценочных шкал, вопросников или тестов, позволяющих оценить личные и деловые качества, а также особенности рабочего поведения, оказывающие влияние на эффективность работы. При этом необходим оценивать те качества, которые имеют наибольшее значение для достижения высоких рабочих результатов: коммуникабельность, личностная зрелость, эмоциональная устойчивость и так далее.