В связи с этим актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессом формирования и развития монологической речи у школьников. Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с постоянным совершенствованием процесса обучения умственно отсталых учащихся в специальных (коррекционных) школах. Таким образом, коррекция монологической речи у младших школьников с умственной отсталостью является на сегодняшний день достаточно актуальной и злободневной.
Данная проблема рассматривается в исследовательских трудах отечественных и зарубежных учёных (А.К. Аксёновой, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, А.Р. Лурия, В.Г. Петровой, С.Н. Шаховской и др.), раскрывающих особенности речевого развития детей с умственной отсталостью. В работах исследователей отмечается отставание в овладении речью, запаздывание периода словотворчества, слабая речевая активность и бедность словарного запаса.
Тем не менее, проблема развития монологической речи у школьников с УО не достаточно исследована, что представляет трудность для проведения коррекционной работы. Выполненный анализ позволил выявить противоречие в педагогической практике: между необходимостью коррекции монологической речи у школьников с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью методов и технологий её формирования.
Выявленное противоречие обусловило проблему нашего исследования: Какие коррекционно-педагогические приёмы и техники эффективно будут способствовать коррекции монологической речи у школьников с умственной отсталостью? Данное противоречие определило выбор темы исследовательской работы «Коррекция монолога у умственно отсталых школьников».
Объект исследования: процесс коррекционной работы по развитию монолога у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования: монологическая речь у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель: изучение особенностей нарушений монологической речи и определение оптимальных путей их коррекции у школьников с умственной отсталостью.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, касающуюся проблемы развития связной речи у детей в онтогенезе и дизонтогенезе.
Определить условия коррекции развития связной монологической речи школьников с умственной отсталостью.
Подобрать комплекс диагностических методик по обследованию монологической речи у школьников с умственной отсталостью.
Выявить основные особенности нарушений монологической речи у обучающихся с умственной отсталостью.
Разработать коррекционно-развивающий комплекс по развитию связной монологической речи у школьников с умственной отсталостью.
Выполнить анализ и интерпретацию полученных результатов в процессе формирующего этапа эксперимента.
Методы исследования:
теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация);
эмпирические (наблюдение, диагностика, количественный и качественный анализ результатов).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях формирования монологической речи у школьников с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в ходе исследования особенности монологической речи у умственно отсталых школьников могут быть использованы в коррекционно-педагогической деятельности логопедов и специальных педагогов, работающих с младшими школьниками с УО при планировании работы по формированию и развитию связной (монологической) речи.
Структура исследовательской работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Список литературы
ВВведение и список литературы к курсовой работе.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.