Особенность бокса применительно к этой возрастной категории спортсменов состоит в том, что он подразумевает ацикличные движения и действия с постоянно меняющейся величиной нагрузки и напряжений. При этом затруднена приспособляемость организма подростка за счет того, что дыхание и пульс в этом возрасте недостаточно согласованы и отрегулированы.
Следует также учитывать, что высокий темп роста организма дает толчок увеличению активности сердечной мышцы – но если высокие темпы активности спортсмена оставляют достаточно возможностей для адаптации мышечной системы и внутренних органов, то сердце работает на высоком уровне перенапряжения, что может привести к серьезным последствиям (например, к гипертрофии сердечной мышца).
Следует также учитывать особенности вестибулярного аппарата в этом возрасте – хотя его формирование уже вполне закончено, однако обеспечивающие равновесие нервные центры еще недостаточно устойчивыми, поэтому даже легкие механические воздействия (удары) могут нарушить состояние равновесия.
Особенности развития психических процессов в возрасте 15-18 лет имеют хорошо выраженный индивидуальный характер – то есть совершенно неодинаковы у разных спортсменов, срабатывая в широком диапазоне, от полной неустойчивости до сравнительной стабильности и предсказуемости. Эта особенность может реализовываться через:
— отсутствие инициативы,
— быструю утомляемость,
— однообразную манеру ведения боя,
— невысокую мотивацию к победе,
— неспособность анализировать и запоминать ошибочные действия,
— слабая реакция на советы и указания тренера.
— потеря самообладания и самоконтроля при неожиданной смене обстановки.
Постепенно возникает способность подростка контролировать себя, свои решения и действия, понимание собственных возможностей и потребностей. Следует понимать роль тренера и его способность учитывать возрастные особенности боксеров в этом периоде: для устойчивого развития двигательной памяти необходимо системное и крепкое визуальное и биомеханическое подкрепление навыков. В частности, следует вводить в практику совместные тренировки с высококлассными боксерами, делать показательные бои и тренировки, показывать фильмы, тем самым формируя в сознании 14-18-летних спортсменов модель желательного поведения на тренировке, на ринге и в социуме.
Таким образом, в исследуемой возрастной категории следует учитывать и особенности развития памяти:
1. Общая память находится в сниженном состоянии;
2. Повышается уровень зрительной и моторной памяти, поскольку подростки используют образную память.
3. К 18 годам происходит становление осознанной волевой памяти.
4. Двигательная память в этом возрасте зависит от индивидуальных особенностей спортсмена и может иметь разный уровень устойчивости.
Постепенно подростковая образная память трансформируется в смысловую, становится по своей сути более логической и синтетической. И для ее качественного развития необходим огромный багаж «насмотренности» и разнообразный прожитый опыт, что помогает спортсмену в итоге найти собственный стиль и сориентироваться во всем многообразии имеющегося инструментария, приемов и методов ведения тренировочной деятельности и организации поединков. Только такой подход может обеспечить планомерное и сбалансированное развитие спортивного мастерства боксера.
Таким образом, именно знание возрастных особенностей позволяет тренеру правильно укомплектовать учебные группы, исходя из возраста, уровня физической подготовки, а также желательно одной весовой категории (для облегчения процесса подбора общих упражнений). Он получит возможность системно организовать учебно-спортивную работу для каждой из возрастных категорий спортсменов:
— на начальном этапе (12-14 лет) базовой целью станет развитие физической формы как полноценный фундамент для становления спортивного мастерства боксеров; комплексная физподготовка будет направлена на развитии скорости, координации, равновесия, гибкости, в комплекс упражнений следует включить бег и прыжки, разнообразные подвижные или спортивные игры, бег с препытствиями, а также упражнения со снарядами (как боксерскими, так и общеспортивными, такими как скакалка, обруч, мяч, гимнастическая палка);
— по достижению возраста 17-18 лет задачи, поставленные тренером, становятся более конкретными: требования по психической и физической нагрузке растут, от спортсмена ожидается совершенствование тактики боя и технических приемов, развивается боевая практика и проясняется требование к повышению активности спортсмена в поединке. Растет способность спортсменов воспринимать словесное описание как обучающий метод, что расширяет возможности тренера в объяснении конкретных действий или в обсуждении стратегии ведения поединка. Тренировки становятся длительнее и интенсивнее (в этом возрасте это становится физиологически и психически оправдано).
— К 19-20 годам длительность тренировок, период отдыха, наполнение тренировочно-учебного процесса, условия подготовки и организации соревновательного процесса максимально сближены к тем требованиям, которые предъявляются к тренировочному процессу взрослых.
Таким образом, становление спортивного мастерства боксера должно производиться с полным учетом возрастных особенностей, присущим растущему организму спортсменов в разных периодах взросления. Этому способствует серьезный подход тренера к вопросам комплектации учебных групп по признаку возраста, физической подготовки и даже весовой категории, а также понимание физиологических и психилогических возможностей организма подростков в различные этапы роста.
Возрастные закономерности, динамики становления технического мастерства боксера.
- Diplom777
- Физическая культура
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777