Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, потому что сначала происходит концентрированная когнитивная деятельность, в течение которой происходят значительные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление. Основным направлением развития мышления является переход от визуально эффективного к образному и образному мышлению и, в конце этого периода, к словесному мышлению. Вербально-логические операции определяют существенную особенность интеллектуальной деятельности.
Старшие дошкольники отличаются регулярностью анализа, дифференцированностью обобщений, умением абстрагироваться и обобщать. Структура умственной деятельности у дошкольников содержит следующие компоненты:
1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах деятельности.
2) Регуляторный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать умственную деятельность.
3) Операционная составляющая, т.е. наличие сформированных операций анализа и синтеза. [7, с. 110]
Развитие мышления положительно влияет на развитие смысловой стороны речевой деятельности дошкольника в старшем дошкольном возрасте. Речевая активность усиливается в количественном и качественном отношении. В старшем дошкольном возрасте начинается новый этап развития речи: ситуативная речь становится контекстной; развита функция регуляции речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение; устанавливаются плановые и учебные функции речи, проявляющиеся сначала в игре, а затем в учебной деятельности; совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребёнок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов; совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом.
Развитие речи и языка тесно связано с развитием словесно-логических операций. Старшие дошкольники приобретают значительную массу производных слов. На основе понимания и активного использования словаря формируется способность обобщать и классифицировать объекты. Постепенное увеличение состава речи ребенка является результатом расширения жизненного опыта, усложнения его деятельности и общения со взрослыми. Именно в дошкольном возрасте складываются три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта: [3, с. 162]
Возрастные особенности развития старших дошкольников (5-7 лет)
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.