Таким образом, содержание мероприятий Российского движения школьников может использоваться при реализации программ воспитания и социализации образовательных организаций, программ работы классных руководителей, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, что способствует совершенствованию воспитательной системы школы, т.к. направлено на развитие личности ребенка.
1.2 Психолого-педагогические и возрастные особенности обучающихся при организации детско-юношеских организаций и движений
Детско-юношеские организации и движения являются механизмом формирования базовых национальных ценностей обучающихся.
Сегодня детско-юношеские организации и движения становятся социальным институтом воспитания высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, т.к. деятельность организации направлена на формирование воспитательных результатов обучающихся.
В логике федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выделяют воспитательные результаты трех уровней [12]:
− к 1 уровню относятся социальные знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, понимание социальной реальности и повседневной жизни (ценностные знания);
− ко 2 уровню – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (ценностные отношения);
− к 3 уровню – получение школьником опыта самостоятельного социального действия, «действий для людей и на людях» (ценностный опыт).
Содержание мероприятий детско-юношеских организаций и движений обеспечивает системный подход к формированию и развитию воспитательных результатов всех трех уровней, изменяя практику работы педагогов-воспитателей путем усиления взаимодействия детско-юношеских организаций и движений с социальными партнёрами: школой, семьёй, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации, что объединяет лучшие воспитательные практики и формирует единое воспитательное пространство муниципалитета, региона, страны.
Эффективность деятельности Российского движения школьников в классном и школьном коллективах зависит не только от роли вожатого, педагога, но и от психолого-педагогических и возрастных особенностей обучающихся и сформированности детского коллектива, которые необходимо учитывать при организации воспитательной работы [2].