Не следует путать самостоятельность с любым стремлением ребенка действовать по своей инициативе. По мнению психологов и педагогов, самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Проявление самостоятельности происходит в способности ребенка действовать без помощи взрослых, но при этом не нарушать установленные правила. Если самостоятельность сформирован правильно, действия ребенка будут такими, каким его научили взрослые. Только на основе соответствующих выработанных привычек, которые отвечают требованиям взрослых, возможно воспитание подлинной самостоятельности, как ценной черты личности [12, c. 13].
Каждый возраст определяет вид и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно, в зависимости от возраста, задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Трудовая деятельность детей 4-5 лет и формируемые в ней трудовые умения и навыки имеет свои специфические особенности и зависит от определенных, специально подобранных условий.
Дети 4 – 5 лет в самообслуживании учатся самостоятельно:
одеваться и раздеваться;
чистить свою одежду щеткой;
умываться, чистить зубы;
подготавливать и убирать рабочее место;
стараются быть всегда аккуратными и опрятными;
не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необходимости).
В хозяйственно-бытовом труде:
приобретают навыки поддержания порядка в групповой комнате и на участке;
помогают взрослым в уборке помещений и участка, в стирке;
самостоятельно дежурят по столовой;
выполняют обязанности по подготовке материалов к занятиям;
уважительно относятся к труду, к тем, кто трудится, к результатам их труда.
В ручном труде ремонтируют:
пособия;
книги;
игрушки.
В труде на природе:
проводят наблюдение за жизнью растений и животных;
заботятся о них; выражают протест против неправильного обращения с ними;
обладают умением самостоятельно поливать растения;
оказывают помощь воспитателям в кормлении птиц, животных, пересаживании комнатных растений, выращивании зелени для корма птиц и животных, наполнении свежей водой аквариума, мытье камушек и пр.
Для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста, педагог может предложить следующие памятки родителям (Приложение 1).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самостоятельность – это ведущее качество личности, характеризуемое умением ставить цель деятельности, настойчиво и сосредоточенно добиваться ее выполнения без посторонней помощи, проявлять ответственность, инициативность и самоконтроль своей деятельности.
Воспитание самостоятельности у детей 4-5 лет в хозяйственно-бытовом труде.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.