Культурное поведение человека и поведение культурного человека – это части проблемы культуры человеческих отношений. В поведении культурного человека акцент делается на человеке – культурный он или нет. Какого человека можно назвать культурным? Очевидно, это человек, знающий этические принципы, моральные нормы, принятые обществом, в котором он живёт. Но достаточно только знаний? Культурный человек – это человек, подобные знания которого переросли во внутреннее убеждение, нравственное чувство.
Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка с интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при опредмечивании памятников материальной и духовной культуры [17].
Существование человека вне человеческого общества невозможно без воспитания коллективизма. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом, теряет смысл своего развития как существа социального. Любая самобытность и оригинальность становится значимой для личности, если они востребованы другими людьми. Культура поведения направлена на другого человека.
На сегодняшний день широко изучается проблема воспитания культуры поведения, появляются исследования по воспитанию патриотического поведения (любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей). Преимущественно это этнопедагогические исследования. В педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности, краеведения как средства формирования культуры поведения и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. В современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному как базе патриотического воспитания, воспитания культурного человека. Во все времена эта проблема трудна из-за многогранности предмета исследования и объекта, применительно к которому она ставится. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологии и задуматься над механизмом и этапностью формирования такого содержания культуры, как любовь к Отечеству, и его местом в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности [16].
Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Однако есть и противоположная сторона: замыкаясь только лишь на своей культуре, и личность, и общество обедняются. «Культура межнационального общения» – это умение «не ссориться с соседом», но также и, не вмешиваясь в его жизнь, познать его и уважать за непохожесть или сходство с собой.
Среди других проблем воспитания культуры поведения ученые выделяют самоценность личности. Счастье, любовь, как цель жизни и воспитания человека. Такая постановка проблемы, высказанная и обоснованная в философии воспитания Б.Т. Лихачева, заставляет задуматься над сущностью воспитательных ценностей, над смыслом педагогической деятельности. Необходимо учить подростка радоваться жизни каждую минуту, ценить свою жизнь и потому беречь её, воспитывать оптимизм, уверенность в себе, любовь и уважение к самому себе. При таком видении проблемы речь идет о том, что человек, не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.
Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры, как таковой, очевидны и ведут к нарушениям отношений между людьми. Каждый знает из собственного опыта, каково бывает, когда кто-то скажет грубое или дерзкое слово без причин, не извинится, если был виноват, не уступит место в транспорте, хоть и заметил, что вы очень уставший и т. п.: становится обидно и неприятно. Этот кто-то – малокультурный, невоспитанный человек.
По мнению многих специалистов, особое место среди личностных свойств занимают такие нравственные качества, как категории культуры – доброжелательность, тактичность, честность, сострадание, вежливость и т.д. Эти качества необходимы для того, чтобы научиться жить в обществе по законам нравственности, т.е. на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей [12].
Итак, культура этического мышления, культура чувств, культура поведения, этикет, объединяясь, образуют целостную систему нравственной культуры личности.
Таким образом, культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. Культура поведения – это слияние культуры общения, культуры внешности, бытовой культуры, а также культуры речи, нравственных качеств [10].
Таким образом, навык культуры поведения – это этический навык, владение которым обеспечивает человеку успешность общения в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами и традициями национальной культуры.
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.