Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Внеурочная деятельность как средство формирования учебной мотивации у младших школьников

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таким образом, на сегодняшний день для образовательного школьного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Обучающиеся именно сейчас должны быть вовлечены в спортивные мероприятия, творческие занятия, исследовательские проекты, в ходе которых они научатся осваивать новое, понимать, изобретать, и быть способными и открытыми выражать свои мысли, помогать друг другу и уметь принимать решения, а также осознавать возможности и формулировать интересы.

1.2 Понятие учебной мотивации

Для начала разберемся, что из себя представляет мотивация в психолого-педагогической литературе. Мотивация, являясь психологическим критерием зрелой личности, одним из главных личностных образований, выражает основу отношения человека к социальной реальности и в этом критерии определяет мотивацию его поведения, существенно влияет на все сферы его деятельности.
Мотивация располагается в центре внимания и отечественных, и зарубежных исследователей. В зарубежной психологии мотивация исследуется в контексте различных понятий. В основе содержательных понятий мотивации находится анализ требований основного фактора, который определяет мотивацию.
Так, А. Маслоу исследует мотивационный процесс как поочередное удовлетворение пяти основных требований человека, которое начинается с малых потребностей, а затем становятся высшими.
К таким потребностям А. Маслоу причисляет физиологические потребности, потребности в стабильности и безопасности, потребности в причастности, принадлежности, потребности самореализации, потребности в признании обществом [11].
В отличие от теорий содержательных, процессуальные теории мотивации исследуют мотивационный процесс через факторы конкретных жизненных ситуаций.
Двухфакторная теория мотивации труда была предложена Ф. Херцбергом: удовлетворение физиологических потребностей (гигиенические факторы) и повышение мотивации труда (факторы — мотиваторы) [16].
Значительный вклад в исследования мотивации был внесен Д. Маккеландом, который разработал теорию мотивационных потребностей. По теории Д. Маккеланду, главное значение имеет удовлетворение неких высших потребностей, как потребности в принадлежности, успехе и власти [11].
В процессуальных теориях мотивации особой популярностью пользуется теория ожидания В. Врума, где ожидание затрат труда — результатов и результатов — вознаграждений считается не менее важным критерием, чем наличие конкретной потребности.
Мотивация в модели мотивации Портера-Лоулера определяется как функция потраченных усилий, полученных результатов, принятие работниками вознаграждения (несправедливое — справедливое), степень удовлетворения.
Таким образом, мотивация представляет собой сложное, многогранное понятие. Единого, общепризнанного подхода к определению мотивации не существует.
Значительный объем исследований связан с учебной мотивацией. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация с точки зрения Б.Ц. Бадмаева определяется как совокупность отношений ученика к учению (к различным аспектам учебного процесса) как к средству достижения целей обучения, ориентированность: на процесс познания (познавательные мотивы), на результат (мотивы достижения), на вознаграждение и на избегание наказаний (прагматические мотивы) [2].
Исследователи учебной мотивации (Л.И. Божович, А.К. Маркова и другие) отмечают познавательные мотивы, связанные с программой учебной деятельности и процессом выполнения ее, а также мотивы социальные, которые обусловлены различными социальными отношениями ученика с другими людьми.
Между познавательных мотивов можно отметить широкие познавательные мотивы, которые определяются ориентацией человека на получение новых знаний, и учебно-познавательные мотивы, которые характеризуются ориентацией на освоение методов добывания знаний, а еще мотивы самообразования – это направленность на самостоятельное улучшение способов получения знания [3].
К социальным мотивам причисляют: мотивы социального сотрудничества – это стремление к анализу, осознанию форм и способов своего сотрудничества с людьми вокруг, к постоянному совершенствованию данных форм; позиционные или узкие социальные мотивы – это желание занять определенную в социуме позицию, заслужить авторитет; широкие социальные мотивы – это стремление стать полезным обществу.
При присутствии данных составляющих мотивации у учащихся, они будут стремиться к непрекращающемуся развитию креативности, которая нацелена на формирования важных качеств и на получение все новых знаний.
В последние десятилетия развивается подход к учебе как к полимотивированной. Данный подход отражен в исследованиях А.К. Марковой, которая изучала становление мотивации как сложную структуру мотивационной сферы и имеющихся в нее побуждений, а также отношений иногда противоречащих между ними. В данной связи в психологии затрагиваются классификация учебных мотивов со стороны их личностной значимости и задачи в системе учебной мотивации. Здесь выделяются мотивы смыслообразующие, побуждающие не только деятельность, но и придающие ей личностный смысл, и мотивы-стимулы, действующие параллельно с первыми, имеют дополнительные побуждения [12].
Следовательно, учебная мотивация представляет собой особый вид мотивации, включающий в себя совокупность отношений ученика к учению.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.