Таким образом, на сегодняшний день для образовательного школьного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Обучающиеся именно сейчас должны быть вовлечены в спортивные мероприятия, творческие занятия, исследовательские проекты, в ходе которых они научатся осваивать новое, понимать, изобретать, и быть способными и открытыми выражать свои мысли, помогать друг другу и уметь принимать решения, а также осознавать возможности и формулировать интересы.
1.2 Понятие учебной мотивации
Для начала разберемся, что из себя представляет мотивация в психолого-педагогической литературе. Мотивация, являясь психологическим критерием зрелой личности, одним из главных личностных образований, выражает основу отношения человека к социальной реальности и в этом критерии определяет мотивацию его поведения, существенно влияет на все сферы его деятельности.
Мотивация располагается в центре внимания и отечественных, и зарубежных исследователей. В зарубежной психологии мотивация исследуется в контексте различных понятий. В основе содержательных понятий мотивации находится анализ требований основного фактора, который определяет мотивацию.
Так, А. Маслоу исследует мотивационный процесс как поочередное удовлетворение пяти основных требований человека, которое начинается с малых потребностей, а затем становятся высшими.
К таким потребностям А. Маслоу причисляет физиологические потребности, потребности в стабильности и безопасности, потребности в причастности, принадлежности, потребности самореализации, потребности в признании обществом [11].
В отличие от теорий содержательных, процессуальные теории мотивации исследуют мотивационный процесс через факторы конкретных жизненных ситуаций.
Двухфакторная теория мотивации труда была предложена Ф. Херцбергом: удовлетворение физиологических потребностей (гигиенические факторы) и повышение мотивации труда (факторы — мотиваторы) [16].
Значительный вклад в исследования мотивации был внесен Д. Маккеландом, который разработал теорию мотивационных потребностей. По теории Д. Маккеланду, главное значение имеет удовлетворение неких высших потребностей, как потребности в принадлежности, успехе и власти [11].
В процессуальных теориях мотивации особой популярностью пользуется теория ожидания В. Врума, где ожидание затрат труда — результатов и результатов — вознаграждений считается не менее важным критерием, чем наличие конкретной потребности.
Мотивация в модели мотивации Портера-Лоулера определяется как функция потраченных усилий, полученных результатов, принятие работниками вознаграждения (несправедливое — справедливое), степень удовлетворения.
Таким образом, мотивация представляет собой сложное, многогранное понятие. Единого, общепризнанного подхода к определению мотивации не существует.
Значительный объем исследований связан с учебной мотивацией. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация с точки зрения Б.Ц. Бадмаева определяется как совокупность отношений ученика к учению (к различным аспектам учебного процесса) как к средству достижения целей обучения, ориентированность: на процесс познания (познавательные мотивы), на результат (мотивы достижения), на вознаграждение и на избегание наказаний (прагматические мотивы) [2].
Исследователи учебной мотивации (Л.И. Божович, А.К. Маркова и другие) отмечают познавательные мотивы, связанные с программой учебной деятельности и процессом выполнения ее, а также мотивы социальные, которые обусловлены различными социальными отношениями ученика с другими людьми.
Между познавательных мотивов можно отметить широкие познавательные мотивы, которые определяются ориентацией человека на получение новых знаний, и учебно-познавательные мотивы, которые характеризуются ориентацией на освоение методов добывания знаний, а еще мотивы самообразования – это направленность на самостоятельное улучшение способов получения знания [3].
К социальным мотивам причисляют: мотивы социального сотрудничества – это стремление к анализу, осознанию форм и способов своего сотрудничества с людьми вокруг, к постоянному совершенствованию данных форм; позиционные или узкие социальные мотивы – это желание занять определенную в социуме позицию, заслужить авторитет; широкие социальные мотивы – это стремление стать полезным обществу.
При присутствии данных составляющих мотивации у учащихся, они будут стремиться к непрекращающемуся развитию креативности, которая нацелена на формирования важных качеств и на получение все новых знаний.
В последние десятилетия развивается подход к учебе как к полимотивированной. Данный подход отражен в исследованиях А.К. Марковой, которая изучала становление мотивации как сложную структуру мотивационной сферы и имеющихся в нее побуждений, а также отношений иногда противоречащих между ними. В данной связи в психологии затрагиваются классификация учебных мотивов со стороны их личностной значимости и задачи в системе учебной мотивации. Здесь выделяются мотивы смыслообразующие, побуждающие не только деятельность, но и придающие ей личностный смысл, и мотивы-стимулы, действующие параллельно с первыми, имеют дополнительные побуждения [12].
Следовательно, учебная мотивация представляет собой особый вид мотивации, включающий в себя совокупность отношений ученика к учению.