Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Влияние стилей детско-родительских отношений на особенность адаптации к школьному обучению

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Российские психологи Е.Т. Столин и В.В. Столин отметили некоторые типы неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку, связанные с эмоциональными трудностями женщин. Это требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, стремление ограничить контакты ребёнка с окружающими. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребёнка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребёнка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка». Это по существу означает стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение, недостаточные достижения или не аккуратность в быту наказываются тем, что ребенку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». В то же время родители прямо не выражают свою неудовлетворенность ребенком, недопустимость такого поведения, не ясно демонстрируют свои негативные чувства по отношению к плохому поведению детей. Они не разговаривают с ним, они категорически игнорируют его, говоря о ребенке в третьем лице, так если бы его там не было. У некоторых детей такое отношение порождает беспомощное чувство ярости и гнева, взрыв разрушительной агрессии. В этом случае родители могут пойти на уступки из-за страха перед агрессией ребенка, или посредством агрессии репрессий, они пытаются преодолеть созданную ими стену отчуждения. У некоторых детей такое родительское отношение вызывает глубокое чувство бесполезности, одиночества. Когда ребёнок взрослеет, он начинает стремиться вернуть родительскую любовь, ребенок сам начинает ограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесценивания «Я», сохранения примитивной привязанности. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов». Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом оказаться виноватым в неблагополучии родителей, отношениями зависимости.
А.А. Карабанова и П. В. Трояновская считали существенной особенностью в изучении детско-родительских отношений исследования не только точки зрения родителей на эти отношения, но и их видение самими детьми. Детско-родительские отношения отражаются в эмоциональных отношениях родителей и детей, проявляется в принятии, особенностях взаимодействия, контроле, противоречивости или отсутствия противоречивости отношений, вспомогательных показателях. Отношения между родителями и мера их удовлетворенности ими, удовлетворения материальных и информационных потребностей ребенка, потребности во внимании, адекватность образа ребенка, ценностные ориентации родителей [14, с. 23].
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей во многом зависит от стиля общения и взаимодействие в их семье. Аналогичным образом, отношение ребенка к себе до определенного периода времени отражает отношение взрослых, и особенно родителей, к нему. Ребенок усваивает ценности, параметры оценки и самооценки, стандарты, которые обеспечивают его родители и в соответствии, с которыми он начинает оценивать себя, а также образ себя как обладающего определенными чертами и качествами. Очевидно, что большинство классификаций основаны на критериях родительского контроля и характеристиках проявления родительского эмоционального тепла. Важными параметрами для определения стилей семейного воспитания являются также степень авторитета и уважение родителей к детям разного возраста. Некоторые авторы называют стили семейного воспитания одним и тем же названием, но расшифровывают их по-разному. В связи с этим важно отметить, что при изучении семьи основной задачей психологов и педагогов является выявление специфики содержания семейных отношений, а не именования стилей или типов родительские отношения. Этот тезис тем более верен, что, как отмечают многие ученые, в частности, В.С. Мухина, «В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и многое другое. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи» [15, с. 234].
Каждый родитель использует большой арсенал стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Чрезвычайно важно, чтобы отношение родителей к детям, характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.