Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Влияние средств массовой информации на развитие речи детей

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Л.В. Никонова верно замечает, что уровень развития речи является одним из основных критериев оценки развитой языковой личности, поскольку человеческий внутренний мир, его интеллект реализуются через речь и в речи. Речь человека дает возможность оценивать развитиеего логического мышления, интуиции, воображения, памяти и в том числе системы нравственных ценностей.
Е.Н. Атарщикова разделяет данную точку зрения: «Поведение и деятельность человека, в том числе речевые, являются внешним проявлением его внутренней психической активности; они образуют неотъемлемую часть внутренних психических процессов, свойств и состояний человека».
Под развитием речи понимается «педагогический процесс, имеющий целью вооружение учащихся навыками практического владения русским литературным языком как средством общения».
М.Р. Львов отмечает, что развитие речи – «педагогический процесс, обеспечивающий формирование конкретных речевых умений и
реализующийся в трех направлениях:
а) работа над словом (лексический уровень);
б) работа над словосочетанием и предложением (синтаксический
уровень);
в) работа над связной речью (уровень текста)» [18].
Обобщая сказанное, отметим, что под развитием речи ученые понимают педагогический процесс формирования либо практического владения языком и речевыми умениями или смену этапов владения речью человеком в течение его жизни.
Многолетние наблюдения за формированием речи детей позволили А.Н. Гвоздеву выделить три основных периода становления детской речи:
Период однословного предложения: от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, где они используются. Часто имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствие многих артикуляционных укладов, пропуски и замещения звуков.
Второй период: от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Дети перестают использовать в речи слова-звук и подражания.
Третий период: от 3 лет до 7 лет. Это период усвоения морфологической системы русского языка, который характеризуется усвоением типов склонений и спряжений [9].
Ученые считают, что активная речь ребенка опережает пассивную речь: его словарь активной речи обогащается за счет пассивной. На первом этапе дети усваивают и понимают слова-указания, потом начинают понимать слова-названия, далее – инструкции и поручения, и в заключение приходит понимание контекстной речи.
Р.А. Абдурахманов уточняет, что в дошкольном возрасте дети овладевают всеми формами устной речи, которые присущи взрослым. Дети используют новые формы речи, переходят в разговорах к развернутым высказываниям. Это обусловлено новыми задачами общения, которые встают перед старшим дошкольником. У детей старшего дошкольного возраста развивается как общение с другими детьми, сверстниками, так и общение с взрослыми [1].
Дети старшего дошкольного возраста учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Устная связная речь является наиболее важной с точки зрения человеческого развития и жизнедеятельности. В формировании связной речи отчетливо можно наблюдать тесную связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать его основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Важнейшим итогом развития связной речи, по мнению Т.И. Бабаевой, А.Г. Гоберидзе, О.В. Солнцевой, на протяжении всего дошкольного детства, завершающим этапом которого является старший дошкольный возраст, является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения [11].
Таким образом, обзор научной литературы свидетельствует, что речь является сложным и многосторонним процессом, специфической человеческой деятельностью, продуктом эволюционного и общественно-исторического развития человека, в ходе которого она занимает значительное место в жизни человека. Ей присущ полифункциональный характер: она выступает и средством общения, и средством мышления, является носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Научное осмысление психологических особенностей речевого развития ребенка показало, что старший дошкольный возраст является наиболее подходящим для целенаправленного развития связной речи ребенка.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.