При анализе системы регионального законодательства в сфере защиты прав инвалидов можно выделить существенные недостатки данной системы. Во-первых, отсутствуют региональные нормативно-правовые акты в некоторых субъектах Российской Федерации, которые устанавливали бы квоту для приёма на работу инвалидов. Во-вторых, в региональном законодательстве не установлен единый порядок определения квоты и нет прописанного порядка предоставления специализированных рабочих мест. В-третьих, отсутствует порядок осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства в области регистрации инвалидов в качестве безработных. В Постановлении Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» указываются приоритетные профессии рабочих и служащих, благодаря которым инвалиды могут быть в полной мере реализовать свои трудовые права и возможности [3].
Среди данных профессий в перечне указаны и такие профессии, как бухгалтер, секретарь, учитель, статистик, столяр, налоговый инспектор и ряд других.
На наш взгляд, перечень содержит ряд профессий, который не следовало бы относить к рекомендуемым для обучения инвалидами, поскольку отдельные из них, в частности, приведенные выше, связаны с повышенной ответственностью и психологическим напряжением. Например, работа учителем, требующая энергии и повышенного напряжения при работе с обучающимися, бухгалтером, требующая повышенной внимательности и усидчивости в течение продолжительного времени. Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 5.42 устанавливает ответственность работодателей в случае, если они не выполняют предусмотренную законом обязанность создавать иди выделять рабочие места в целях трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной для них квотой, или работодатель отказывается принять на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Служба занятости за отказ в регистрации инвалида в качестве безработного также несет административную ответственность. В обоих случаях должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. В российском законодательстве к числу мер, направленных на принуждение работодателей к приему на работу людей с рабочей группой инвалидности, относятся штрафы за несоблюдение количества квот, за непредоставление отчетности о вакансиях, имеющихся у работодателя, для инвалидов, за несоответствие условий труда инвалидов требованиям их индивидуальной программы реабилитации. Однако увеличение количества карательных мер не эффективно с точки зрения решения проблемы, трудоустройства инвалидов.
Даже если инвалид с рабочей группой устроится в организацию, то сталкивается с препятствиями в виде неподходящих условий труда, низкой заработной платы и предубежденностью работодателя в низком качестве труда инвалида. В целом, такие меры, как антидискриминационное законодательство в отношении инвалидов, в некоторой степени доказали свою эффективность. Но необходимо учитывать, что эти меры могут действовать только в условиях развитой правовой и судебной системы, когда соответствующие государственные, общественные структуры и граждане имеют возможность контролировать выполнение законов [8, с. 14].
На наш взгляд, необходимо уделять тщательное внимание судебным делам по вопросам нарушения права на труд инвалидов, чтобы работодатели, необоснованно отказывающие в трудоустройстве, не могли избежать ответственности. Это обусловлено и особым ценностным содержанием многих норм гражданского судопроизводства [7, с. 37]. Следовательно, суды, как и другие государственные органы должны стать тем механизмом, при котором инвалиды почувствовали бы свою защиту.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо осуществлять государственную политику и принимать соответствующие меры в следующих направлениях:
1) усиление контроля за соблюдением работодателями порядка квотирования и резервирования рабочих мест для лиц, с ограниченными возможностями здоровья, путем совершенствования данного механизма;
2) принятие поощрительных мер для работодателей, активно участвующих в трудоустройстве инвалидов;
3) разработка специальных программ обучения и оборудование специальных учебных мест для инвалидов;
4) увеличение спектра направлений профессиональной подготовки инвалидов в соответствии с особенности регионального рынка труда;
5) усиление контроля за соблюдением работодателям законодательства о запрете необоснованного отказа в трудоустройстве инвалидам.
2 Порядок установления инвалидности
2.1 Условия признания гражданина инвалидом
Условия снижения группы инвалидности или ее утраты по результатм переосвидетельствования
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.