Однако творческий характер педагогической деятельности не может быть сведен только к решению педагогических проблем, поскольку в творческой деятельности проявляются когнитивный, эмоционально-волевой и мотивационно-познавательный компоненты личности. Тем не менее, решение специально отобранных задач, направленных на развитие различных структурных компонентов творческого мышления (постановка целей; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перечисление вариантов, классификация и оценка и т. д.), является важнейшим условием для развития творческого потенциала личности учителя. [7, c.38]
Классификацию задач, адекватных формированию такого личностного потенциала, целесообразно проводить, выделяя наиболее яркие черты творческой деятельности. Это могут быть задачи по переносу знаний и навыков в новую ситуацию, выделению новых функций методов и приемов, объединению новых методов деятельности с известными и др. Этому также будут способствовать упражнения по анализу педагогических фактов и явлений, их разложение на составляющие и выявление рациональных, основы определенных решений и рекомендаций.
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация учителя на основе самосознания как творческой индивидуальности, как определение индивидуальных путей профессионального роста и построение программы самосознания.
Выделяют следующие уровни творчества в деятельности учителя:
уровень элементарного взаимодействия с классом: учитель использует обратную связь, корректирует свои действия в соответствии с его результатами, но он действует «согласно учебному пособию», согласно схеме, «согласно опыту других учителей»;
уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и соответствующем сочетании уже известного преподавателю содержания, методов и форм обучения;
эвристический, когда учитель использует творческие возможности живого общения с учениками;
высочайший уровень творчества учителя, который характеризуется его полной самостоятельностью. Педагог использует готовые приемы, но в каждый из них заложен личностный принцип, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, личностным характеристикам ученика, конкретному уровню развития класса.
Уровни педагогического творчества условно можно назвать уровнями воспроизводства готовых рекомендаций, оптимизацией, эвристикой, формированием индивидуального независимого стиля преподавания.
Итак, педагогическое мастерство — это деятельность учителя на уровне образцов и стандартов, разработанных на практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство учителя не имеет прямого отношения к опыту его работы. В отличие от мастерства, педагогическое творчество, как отмечает А.К. Марков — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (учитель выявляет различные нестандартные способы решения педагогических проблем), либо для других (создание новых оригинальных подходов к индивидуальным методикам, которые перестраивают известный педагогический опыт).
Уроки труда — творчество учителя
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.