В нашей стране первые исследования, касающиеся вопросов профориентации, были проведены Педагогическим музеем учительского дома в Москве в период с 1912 по 1917 год. В период с 1920-х по 1930е годы проблема профориентации рассматривалась в контексте идей политехнического обучения и трудового воспитания (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С. Т. Шацкий).
В 1936 году вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», после которого все бюро, кабинеты и профконсультации, занимающиеся вопросами профориентации, перестали существовать. Следствием этого явилось резкое сокращение числа исследований по проблеме.
С 1930-х по 1960е годы методологические разработки в области профориентации носили объяснительный характер, а их аргументация продолжала базироваться на политико-экономических источниках, а не на психолого-педагогических в силу господства авторитарной государственной системы. Но в 1984 г. Вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодёжи и, начиная с середины 1980 -х гг. в этом направлении было сделано довольно много. Было создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодёжи (ЦПОМ), открыто множество пунктов профконсультации, началась активная подготовка профконсультантов, в школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии». В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодёжи.
В 1991 г. вышел «Закон о занятости населения», согласно которому школьную профориентацию не запрещали, но фактически переводили из школы в службы занятости. В 1992 г. вышел Закон РФ «Об образовании», и резко сократилось финансирование профориентации. В результате школьная профориентация была практически разрушена. Профориентация частично «перекочевала» в коммерческие структуры в виде «профотбора персонала». [3, с.10].
В отечественной научной литературе рост числа исследований по проблемам профориентации происходил с 1966 года (год проведения Киевской конференции по профориентации). Наибольшее число исследований было посвящено школьно-педагогическим аспектам профориентации, и отчасти общетеоретическим вопросам и диагностике способностей (Л.Л. Кондратьева, С.А. Косилова, Н.П. Линькова, Б.Я. Первомайский, И.С. Якиманский и др).
Второй период повышенного интереса к вопросам профориентации в отечественной практике связан с постановлением ЦК КПСС «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки к труду» в 1977 году. В это время вопросами психологической и экономической привлекательности производства для молодёжи занимались Л.Н. Горбунова, О.П. Степанова, Г.Г. Зайцев, К.М. Гуревич и др. Психофизиологические и социальные характеристики профессий, а также их систематику в историческом аспекте рассматривали в своих исследованиях Г.М. Бажутин, И.Н. Ивакин, М.Н. Князев, В.Д. Шадриков, О.А. Конопкин и др.
В исследованиях последних лет можно отметить ряд интересных материалов, посвящённых критическому анализу и описанию попыток освоения зарубежного опыта профориентации (М.Л. Монина, Ю.В. Укке, Б.Б. Певзнер, С.С. Гриншпун и др.). [5].
В отечественной психолого-педагогической науке ряд исследователей изучали отдельные аспекты профориентации подрастающих поколений и практический опыт развитых зарубежных стран. Результаты отечественных исследований по проблеме профориентации находят отражение в монографиях и статьях.
АПН СССР выпускает с 1963 года сборник научных трудов «Новые исследования в педагогических науках». Один из разделов сборника посвящён вопросам политехнического трудового обучения и профориентации. Исследователи (М.Н. Берулава, В.П. Струманский, К.У. Байгоров, Ф.Б. Сушкова, Ю.П. Атутов, А.И. Синюк, Ю.С. Тюников и др.) рассматривают такие аспекты профориентации как проблема развития способностей школьников, содержание основных этапов диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности.
В НИИ трудового обучения и профориентации в Москве была создана рабочая группа под руководством профессора В.А. Полякова. Исследователи изучают различные аспекты профориентации. Б.А. Федоришин обосновал системный подход к профессиональной информации школьников; Н.С. Пряжников описал опыт использования игровых технологий в групповом консультировании; Н.Ф. Гейжан представила модель содержания и выявила этапы профессионального консультирования; И.В. Кузнецова описала процедуру принятия решения в выборе профессии; Е.М. Павлютенков раскрыл вопросы мотивации выбора профессии; Б.А. Шавир выявил структуру профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него; С.Н. Никифоров показал роль профессиоведения в качестве информационной базы выбора профессии; А.И. Сухарева объяснила психологические механизмы развития трудового и профессионального самоопределения; Чистякова С.Н. исследовала возможности целостного подхода к подготовке учащейся молодёжи к выбору профессии. Результаты исследований представлены в сборнике научных трудов «Трудовая подготовка учащихся: проблемы и перспективы». [2].
Исследованиями медико-физиологических проблем профориентации занимались С.А. Косилов, Л.А. Леонова, Д.П. Букреева, Н.С. Филина, Л.Е. Любомирский, А.П. Тамбиева. Они рассматривали проблему профориентации с точки зрения физиологического подхода, при котором внимание обращается на изучение тех материальных предпосылок, физиологических процессов, на основе которых при благоприятных условиях у человека могут развиться те или иные профессиональные способности. Результаты их исследований представлены в монографии «Физиологические основы профессиональной ориентации».
Управление системой профориентации учреждений социального обслуживания в рыночных условиях
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.