Бальный метод предусматривает оценку потребительских свойств изделия по выделяемым для данного товара конкретным параметрам его качества и полезности. К этим параметрам могут, например, относиться разнообразные технические, экономические, эргономические, эстетические и другие качества и свойства изделия. Каждая такая позиция для формирования цены получает свою оценку по новому изделию в баллах. Затем на основе суммирования и сопоставления суммы баллов по новой и базовой продукции определяется цена новой продукции [14]. Расчет цены ведется по формуле
цена управление политика корректировка
Нц = Рц х С6н,
где Нц – новая цена вновь освоенного или улучшенного изделия;
Рц – расчетная цена, приходящаяся на один балл базового изделия;
С6н – сумма баллов вновь освоенного или улучшенного изделия.
При этом расчетная цена базового изделия рассчитывается как отношение базовой цены изделия к сумме баллов базового изделия по формуле
Рц = Бц: Сб;
где Бц – базовая цена изделия;
Сб — сумма баллов базового изделия.
Присвоение баллов каждому из параметров производится экспертным путем.
Метод удельной цены основывается на выделении главного для производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции. Например, в электромашиностроении это может быть мощность троллейбусного электродвигателя в киловатт-часах или лошадиных силах. При этом определяется удельная цена базового электродвигателя как базовая цена изделия, приходящаяся на единицу его мощности. Новая цена вновь освоенного более мощного электродвигателя вычисляется по формуле