Тесную связь между умственным воспитанием и интеллектом рассматривают зарубежные авторы. В конце 19 века Ф. Гальтон ввел понятие интеллект – врожденную особенность человека. Далее развитие этого понятия происходило в трех направлениях: интеллект как способность как обучению, интеллект как способность к оперированию абстрактными символами и отношениями, и наконец, интеллект как способ адаптации [16].
Представителями первого подхода, являются ученые биохевиористы: А. Бине, Ч. Спирмен, Дж. Хант, А. Фергюсон и др. В их представлении интеллект проявляется в умение решать задачи, посредством обнаружения аналогии и выбора решения по аналогии с уже решенной задачей [19].
На данный момент, умственное воспитание как способность к обучению, рассматривается глубже. Теперь это включает в себя обучение стратегиям и способам работы. Однако, рассматривая умственное воспитание как способ обучения, основным минусом является то, что учебная деятельность человека, ведущая во время детского и юношеского возраста, умственное развитие взрослого человека направлено на решение в основном профессиональных задач.
Представителями второго направления являются Л. Термен и Э. Торндайк. При этом умственное воспитание, оцененное только через призму способности к абстракции, не учитывает особенности перцептивного развития [19].
Умственное воспитание или интеллект как способ адаптации к новым условиям изучались У. Штерн и Ж. Пиаже. В понимании этих авторов, умственное воспитание – это «способность использовать способ мышления соотносительно нового действия». Также здесь интеллект определяется как «общая стратегия процесса получения информации», «способность использовать различные виды информации» [19, c. 22].
Минусами данной теории является то, что здесь больше описываются функции и цели интеллекта, однако не раскрывается его сущность.
Сущность умственного воспитания в последующем раскрывалась через факторно-аналитическую модель интеллекта. Ч. Спирменом была создана первая иерархическая структура личности: двухфакторная теория организации свойств. Суть теории заключалась в том, что интеллектуальная деятельность обусловлена общим фактором и множеством специфических факторов, определенных видом деятельности человека. Л. Терстоун описал 12 факторов первичных умственных способностей, также когнитивные факторы выделял Кеттелл. Интересным в его теории является то, что всего описанных факторов 17, и они относятся к видам мышления. Кроме того, внутри общего фактора, он выделил «флюидный и кристаллизованный интеллект». Флюидный интеллект независим от полученного опыта и обучения, кристаллизованный интеллект зависит от культуры, и на него оказывает влияние воспитание и обучение [25].
Дж. Гилфорд создавая модель интеллекта, предложил структуру из 150 интеллектуальных способностей. Основное положение его теории включает в себя, существование трех измерений, которые определяют типы интеллектуальных способностей. Это измерения:
— умственных операций – познания, памяти, дивергентного и конвергентного мышления, и оценивания;
— содержание – природа материала и информации, как база для совершения действий. Изобразительное, символическое, семантического, поведенческое, слуховое;
— результативное – форма и способ переработки информации [25].
Недочетами в понимании умственного воспитания, факторно-аналитические модели интеллекта, в том, что определенные факторы интеллекта в методах диагностики нестабильны и зависят от использованной модели анализа.
В дальнейшем развитии психологии, и последующем изучении умственного воспитания, Ю.Л. Петерсоном было выделено, что умственное воспитание — это множество различных способностей, обнаруживающих себя в различных развивающих ситуациях [23].
Таким образом, умственное воспитание изучалось отечественными и зарубежными авторами через призму психического развития и интеллектуального. Основными представителями отечественной психологии, изучавшими умственное воспитание, были Л.С. Выгосткий, П.Я. Гальперин, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев. Они рассматривали умственное воспитание наряду с понятием мыслительных операций их видов и действий. Схожими взглядами отличались представители зарубежной психологии Ч.Э. Спирмен, А. Бине, Э.Л. Торндайк, Ж. Пиаже. В их теориях, речь идет об интеллекте, интеллектуальных способностях.
Далее умственное воспитание изучалось в факторно-аналитических теориях, основными понятиями которых стали интеллектуальные способности, мыслительные операции – в целом когнитивные факторы. Этим занимались Дж. Гилфорд и Р. Кеттел. В целом, в истории изучения умственного воспитания психологией, можно выделить общее понимание, приближенное к способностям, по работам Петерсона, и к интеллектуальному развитию, в работах вышеуказанных авторов [14].
Также зачастую умственное воспитание отождествляется с обучаемостью личности, Н.Ф. Талызина как яркий представитель данной теории, отмечала влияние методов обучения на формирование мышления, т.е. на умственное воспитание детей. Умственное воспитание представляет собой систему мыслительных операций и способностей, развитие которых происходит посредством обучения и воспитания, наряду с психическим развитием личности, — таким образом, по изучению работ отечественных и зарубежных психологов нами было определено данное понятие [17].
Умственное воспитание дошкольников в условиях развивающей среды
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.