Высокий уровень развития познавательного интереса формирует позитивное эмоциональное отношение личности к познавательной и учебной деятельности, ее содержанию, интенсивности и продуктивности, активизирует стремление ребенка к принятию стоящей перед ним задачи, «нацеливает его на выбор и применение адекватных способов достижения результата, мобилизует на преодоление возникающих трудностей». Как отмечает Г. И. Щукина, интерес в обучении представляет собой своеобразный «эпицентр активизации обучения», формирования активности школьника, его положительного отношения к учебе, учителю, достигнутым результатам.
Именно от уровня развития познавательного интереса зависит выбор стратегий решения познавательных задач, активность и действенность субъекта познавательной деятельности по отношению к объекту познания, готовность к умственному напряжению, стремление к поиску решения задач и пр. Иначе говоря, познавательный интерес – глубоко личностное образование, которое не сводится к совокупности личностных качеств, включает «комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных волевых)» Другими словами, познавательный интерес представляет собой сложный личностный конструкт, в структуре которого можно выделить ряд компонентов, включая следующие:
мотивация на содержание познавательной задачи – стержневой компонент ПИ, пронизывающий все остальные составляющие познавательного интереса, формирующий эмоциональное восприятие познавательной деятельности. В структуре данного компонента можно выделить следующие индикаторы:
эмоциональное отношение к содержательной стороне познавательной деятельности;
эмоциональное отношение к принятию задачи;
динамика эмоционального состояния в процессе реализации познавательной деятельности;
степень эмоциональной насыщенности в связи с реализацией познавательной деятельности.
мотивация на способы поисковых действий (операциональный компонент ПИ) – нацеленность младшего школьника на выбор способов решения познавательной задачи. Указанный компонент включает следующие индикаторы:
стремление к поиску путей и средств решения познавательной задачи;
готовность к умственному напряжению;
стремление к самостоятельности;
особенности используемых способов действий.
мотивация на позитивный результат, самоконтроль, рефлексию успешности действий – вовлеченность ребенка в реализацию познавательной деятельности, поглощенность ею, настойчивость в преодолении трудностей. Указанный компонент включает следующие индикаторы:
степень сосредоточенности в процессе реализации познавательной деятельности;
поведение при затруднениях;
стремление к выполнению задания, самоконтроль за процессом реализации познавательной деятельности;
стремление к получению результата;
оценочное отношение к полученному результату.
Структура ПИ, таким образом, может быть представлена следующим образом (Рисунок 1):
Учебные задания по математике как средство формирования познавательного интереса у третьеклассников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.