Организация сотрудничества учителя и учеников на подготовительном, деятельностном и завершающем этапах игры. Уместно рассматривать игру как совместной деятельности учителя и учеников. В процессе учебно-игровой деятельности создаются условия для тесного сотрудничества этих субъектов учебного процесса. Как показали наблюдение за учебно-игровой деятельностью младших школьников, для большинства детей не свойственно брать инициативу в игре, вносить свои предложения, проявлять самостоятельность, анализировать ее результаты и определяет победителей. Следовательно, большое значение приобретает сотрудничество учителя и учеников, а особенно управленческой деятельность учителя на всех этапах дидактической игры. [18]
Наблюдение за учебным процессом в начальной школе убедило нас в том, что сотрудничество учителя и учащихся позволяет обеспечить эффективность учебно-игровой деятельности младших школьников на уроках математики. Среди приемов совместной деятельности мы определили следующие:
поддержка детей в течение игры;
организация сотрудничества в детском коллективе (команде) возможность для учеников попытаться вести себя в роли ведущего игры;
привлечение детей к подготовки необходимого оборудования для проведения игры;
участие школьников в подведении итогов игры и определении победителей.
Следующим педагогическим условием определено доступность содержания игры, психологические особенности и возрастным возможностям учеников начальной школы. Это условие означает, что в процессе организации игр необходимо создавать оптимальные условия для успешного обучения каждого школьника. Эффективная реализация этого учебного условия определяет содержание игр и способы их организации с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности, в частности знаний, умений и навыков. Очевидно, для слабых детей игры должны быть доступными, но, если игра слишком упрощенная, то она не стимулирует активности учащихся. Поэтому учитель должен предусмотреть в содержании игр и такой уровень сложности, что позволяет упрощать или усложнять содержание игры (учебное задание, правила, способы организации игры и т.д.). Учебные задания, которые решает ученик в процессе учебно-игровой деятельности, должны быть ориентированы на «зону его ближайшего развития» [2, с. 62-76; 3, с. 252-253].
Исходя из педагогического опыта, известных педагогов, можно сделать вывод, что сложные, непонятные игры (их содержание и правила) приводят к механическому восприятию учебного материала. [11]
В конечном итоге это приводит к негативному становлению и потери интереса учащихся к изучению иностранного языка. А это значит, что отобранные игры должны быть посильными для младшего школьника, а правила игры должны указывать на характер и последовательность умственных и практических действий в процессе учебно-игровой деятельности. Такая доступность достигается при условии учета психологических особенностей детей, уровня развития их психических процессов, возрастных возможностей, жизненного и учебного опыта.
Не менее важным педагогическим условием в пределах рассматриваемой проблематики разнообразия видов игр в учебном процессе. Это условие, связана с тем, что разнообразие игр является важным элементом новизны, средством, которое обеспечивает возможность учесть специфику различных аспектов обучения. Кроме того, организация игр различных видов вызывает и поддерживает у учащихся устойчивый интерес к участию в учебно-игровой деятельности. На уроках математике, по нашим наблюдениям, в период прохождения практики, довольно успешно можно использовать игры на личное или командное первенство, индивидуальные, парные, групповые, предметные игры и игры с двигательной деятельностью. [7]
Широкое применение получили сегодня также и компьютерные игры. Их использование, развивает не только познавательную деятельность учащихся, но и формирует мотивационную, эмоциональную и коммуникативную среду. Такой подход способствует развитию у учащихся логического мышления, а также позволяет сократить использование времени для выполнения той или иной задачи. К основным преимуществам технологии компьютерных игр относятся:
возможность ученика лично участвовать в функционировании системы или явления, которые изучаются, и делать это в условиях близких к реальным жизненным ситуациям;
мотивация обучения;
создание игровой среды;
развитие логики, воображения и т.
Также педагогическим условием определено применения игр, которые стимулируют развитие мотивационной сферы и познавательной деятельности учащихся, способствуют усовершенствование их физиологических качеств и адаптации к школьному социуму.
Определяя это условие, мы опирались на известное в педагогике и психологии положение о том, что развитие ученика возможно, только при условии его активной познавательной деятельности. В современной дидактике познавательная активность выделяется как целенаправленное проявление усилий учеников к успешному выполнению учебных задач, которые являются подготовительным этапом развития познавательной самостоятельности [4].
Специальными исследованиями педагогов и психологов выяснено, что познавательная активность и самостоятельность являются главными условиями, обеспечивающими формирование творческой личности. Именно поэтому в центре урока должна быть не передача знаний от учителя к ученикам, а организация их активной учебно-познавательной деятельности и эффективное управление ею со стороны учителя. Результатом этого процесса должно стать не только усвоение определенного объема знаний, умений и навыков, является, безусловно, важным, но и формирование у учащихся такого компонента образования, как опыт творческой деятельности. Только овладев всем диапазоном общеучебных умений и навыков, учащиеся научатся самостоятельно приобретать новые знания, творчески мыслить, что в конечном итоге ведет к формированию у них культуры познания [6, с. 36]. Успех этого процесса, как отмечает отечественный психолог С. Костюк, одновременно зависит и от того, как учитель развивает познавательную активность самих учащихся. [17]
Применение на уроках математике различного вида игр будет способствовать формированию и развитию мотивационной сферы и познавательных интересов учащихся, развивает их активность, помогать быстрее адаптироваться к школьному социума, поскольку этому способствуют желания, потребности и заинтересованность молодших школьников игрой.
Учебные игры на уроках математики
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.