В общеобразовательной школе существуют определенные, нормативно заданные характеристики динамики ученика, а также есть готовые эффективные методики обучения и контроля результатов такого обучения. Ведь критериями оценки могут стать как положительные результаты тестирований, так и награждение учащегося медалями, грамотами. Поэтому задача тьютора прояснить вместе с родителями, что в таком случае становится для родителей в их понимании измерителем образовательного результата.
В отличие учебного процесса, построенного для всех учащихся, индивидуальная образовательная программа способна учитывать склонности, потребности, а также индивидуальные возможности школьника. При этом, чем меньше возраст ребенка, тем в меньшей степени он будет непосредственно оказывать влияние на программу собственного образования. В связи с этим тьютору важно правильно оценить, насколько образ ребенка в понимании его родителей отличается или совпадает с тем, как ребенок может проявлять себя на самом деле.
Таким образом, можно говорить о том, что в процессе разработки индивидуальной образовательной программы для ребенка у родителей довольно часто происходит переоценка собственного родительского опыта, а также своего взгляда на обучение, воспитание развитие, происходит формирование новых ценностей и убеждений. Тьютор, в свою очередь, задавая в каждой конкретной ситуации осмысление различных ресурсов по осуществлению выбора, сопровождает родителей к формированию их собственной точки зрения.
На этапе планирования конкретных действий для организации учебной деятельности происходит подбор форм и технологий обучения, а также источников и способов получения необходимой учебной информации. Также в данном случае имеет место организация деятельности самих родителей, педагогов, количество педагогов, место и время проведения занятий, расписание и т.д.
Одно из важных ресурсов для организации индивидуального обучения для родителей каждом этапе может стать смежный специалист (к примеру, юрист, психолог, педагог и т.д.). В связи с этим тьютору необходимо принимать во внимание составление ресурсной карты, которая включает в себя умение приглашать в качестве ресурса специалистов других областей, а также способность передавать затем данное умение родителям школьника.
Такое умение включает в себя:
представление о том, какого рода помощь, а также кто может ее оказать; носителем каких знаний является тот или иной специалист;
знание своих ограничений и затруднений, понимание необходимости обращения за помощью;
формулирование вопросов и получение ответов.
В силу того, что реализация может и не отразить ожидаемый результат, возможно внесение корректив, изменений, приводящих иногда даже к отказу от первоначальной идеи тьюторского сопровождения.
Согласно мнению Н. Д Никандрова, Т.И. Пуденко, тьюторское сопровождение школьника реализуется на основе таких принципов, как:
индивидуализации, который означает определенную направленность образования на организацию учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей, запросов, интересов учащихся;
непрерывности, который предполагает обеспечение цикличного, последовательного, своевременного взаимодействия с учащимся в его познавательном развитии;
гибкости, который способствует включению в учебную деятельность тьюторских способов и приемов работы с обучением учащегося, в соответствии с его индивидуальными потребностями;
открытости, который позволяет субъектам образовательного взаимодействия реагировать на необходимость включения новых социальных ролей, при необходимости — смену позиций, реализацию подготовки не только к конкретному, но и дополнительным вариантам.
Тьюторское сопровождение школьника включает в себя целый ряд функций, при эффективном осуществлении которых обеспечивается выявление и успешная реализация образовательных целей. К таким функциям относятся:
диагностическая, которая направлена на сбор данных об интересах, предпочтениях, намерениях учащихся, а также об их склонностях, сильных и слабых сторонах;
проектировочная, которая направлена на определение ресурсов и возможностей, необходимых для преодоления имеющихся у школьников проблем, функция предусматривает подбор соответствующих способов и процедур по тьюторскому сопровождению;
реализационная, которая направлена на оказание помощи в процессе решении возникающих проблем и затруднений;
аналитическая, которая направлена на анализ и коррекцию, как процесса, так и результатов обучения и развития учащихся.
Основной задачей учителя-тьютора в общеобразовательной школе является оказание помощи учащемуся при фиксации, реализации, а также осознании познавательного интереса. При этом учитель-тьютор выявляет индивидуальные проблемы учеников, осуществляет обучение школьников различным способам работы с индивидуально построенной учебной программой, производит совместный анализ ресурсов и способов, применяемых во время работы, а также организует рефлексию учащимся своей деятельности.
Применение тьюторского сопровождения в виде дидактического средства обучения и развития учащихся способно обеспечить приобретение таких качественных характеристик, свидетельствующих об устойчивости познавательного интереса, как:
осознанность выбора,
длительность познавательного интереса,
глубина познавательного интереса (приобретение проектной или исследовательской позиции учащегося).
Вместе с этим, тьюторское сопровождение учащегося общеобразовательной школы во многом обеспечивает адекватный уровень готовности школьника к его дальнейшему обучению в старшей школе, вузе.
Тьюторское сопровождение школьников как новая модель образования
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.