В вопросах трудового воспитания большое значение имеет сочетание усилий педагогического состава, медиков и родителей (опекунов) детей с ограниченными возможностями. Трудовое воспитание в данной ситуации выходит далеко за рамки того понятия, который мы вкладываем говоря о трудовом воспитании в обычной школе.
Современное общество предъявляет специфические требования к трудовому воспитанию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), которым в недалеком будущем придется жить и трудиться в условиях современного общества, производства в частности.
В настоящее время стало очевидным, что одним из условий повышения качества образования является современное воспитание. В Концепции модернизации российского образования определено воспитание в качестве первостепенного приоритета в образовании.
Дети с ОВЗ не должны оставаться за гранью общества и ее жизни, но и с другой стороны важно проводить коррекцию воспитательной системы с целью адаптации ее к возможностям детей с ОВЗ. Воспитание должно активно способствовать развитию личности, ее творческой самостоятельности, обучению ребенка с ограниченными возможностями важнейшим для него навыкам.
Трудовое воспитание должно быть направлено на развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья трудовых навыков и позитивного отношения к труду.
Фактически в условиях коррекционной школы трудовое воспитание становится центральным элементом образовательной и формирующей среды для детей. От успешности трудового воспитания во многом зависит легкость и успешность адаптации в обществе, реализации его как члена общества.
Трудовое воспитание должно быть важнейшим элементом воспитания детей, базой для развития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту.
Правильное отношение к труду, у ребёнка с ОВЗ, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную трудовую деятельность. Одна из основных целей программы трудового воспитания является привитие навыков самообслуживания. Навыки самооблуживания до недавних пор было основным направлением трудового воспитания детей в коррекционной школе. В настоящее время, самообслуживающий труд, оставаясь центральной задачей системы воспитания, становится средством воспитания положительных качеств личности: чувства взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются методом многократного повторения действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии. В последствии навыки самообслуживания прочно закрепляются.
В результате у школьников практически формируется в труде такие качества, которые и выражают должное отношение к труду. Вся организация работы специальной (коррекционной) школы помогает решить многие вопросы подготовки учащихся с ОВЗ к жизни в обществе и труду в условиях общего производства, т.е. их социальной и трудовой адаптации.
Основополагающими принципами организации трудового воспитания детей с ОВЗ являются следующие:
а) индивидуально-личностного и деятельностного подходов в понимании структуры дефекта того или иного ребёнка;
б) поиск дидактических приемов в организации учебно-развивающей среды;
в) применение коррекционно игровых стимулов, способствующих эффективной адаптации и социализации личности учащегося как в условиях индивидуальной работе с ним, так и непосредственно в учебной группе.
Важным фактором является понимание того, что образовательная среда для детей выступает социокультурным критерием включения их в общество, когда нормы и правила поведения соотносятся с требованиями как внутренней среды, которой выступает школа, так и внешней – различные социальные институты, группы и общество в целом.
Сложность с клинической точки зрения заключается в том, что интеллектуальная недостаточность не выступает обособленно, а рассматривается в связи с различными аномалиями психического развития, и прежде всего, личностного. Поэтому вопросы воспитания детей в условиях специальной (коррекционной) школы рассматриваются в неотъемлемой связи с вопросами трудового воспитания, культурного развития. В ходе освоения знаний, навыков и умений педагог формирует непосредственную практико-ориентированную деятельность детей в различных видах интеллектуальной, трудовой и игровой деятельности, проектируемой непосредственно педагогом на уроках и других мероприятиях школьной жизни.
Педагогами отмечается, что реализация специально разработанной программы способствует всестороннему развитию детей с учетом их индивидуально-психологических особенностей, а включение учащихся в посильные трудовые действия благотворно влияет на эмоциональную сферу, содействует успешному овладению трудовыми навыками, формирует самооценку и адекватное чувство удовлетворения результатами своей трудовой деятельности» [17, с. 124]
Также установлено, что в процессе обучения в процессе трудового воспитания развиваются высшие психические функции и корректируются недостатки. Развитие навыков усидчивости, выполнения поставленной задачи, умение контролировать свое поведение во многом оказывает благотворное воздействие на психическое здоровье в целом. Учащиеся осваивают основные понятия постепенно – от простого к сложному. Занятия ручным трудом развивают мышцы рук, начиная с простых упражнений, которые усложняются из года в год в процессе обучения. Наряду с усвоением наглядного практического опыта учащиеся, таким образом, постепенно усваивают теоретический материал
Содержание трудового воспитания в условиях коррекционной школы
Трудовое воспитание в специальной (коррекционной) школе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.