Обучение на практических занятиях проходит на более высоком уровне, развивается эстетическое чувство, творческое мышление, все психические процессы. Коррекционно-развивающая задача состоит в активном использовании уроков трудового обучения, которое исправляет недостатки познавательных процессов, воспитывает положительные качества личности, включает детей в трудовые отношения.
Интеллектуальная недостаточность проявляется, прежде всего, в речемыслительной и аналитико-синтетической деятельности в процессе обучения. Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков в трудовой и познавательной деятельности. Во всех видах мышления, присущих учебным предметам, встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Для исследования и коррекции мышления используются следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Сравнения понятий». Предлагается сравнить понятия, найти сходство и различия, найти общий существенный признак: Платье, блуза, пальто, юбка. Происходит исследование степени сформированности процессов анализа и синтеза [15].
2. Методика «Установление последовательности событий» [14]. Предлагается часть изделий: — С чего начать работу? — Как продолжить? — Чем завершить работу? Осуществляется:
— исследование сопоставления сравнительной оценки;
— способности к установлению причинно-следственных связей.
3. Методика «Исключение понятий». Предлагаются понятия: Рукав, манжет, ворот, брюки, карман. Нужно найти лишнее слово, объединить остальные [20].
4. Методика «Умей следовать инструкции». Нарисуй в верхнем левом углу квадрат; в нижнем левом углу треугольник; соедини квадрат и треугольник прямой линией; справа от треугольника нарисуй круг. Выявление процессов обобщения; пространственно-временных связей [20].
5. Методика «Комбинаторики». Расположи все предметы в строгой последовательности: квадрат, треугольник круг, прямоугольник и т.д. (усложнить по цвету). Проверка логического мышления [19].
6. Методика «Логические связи и отношения». Нитка рука, игла ворот рукав платье. Соответствие отношений и логических связей [19].
Основными методами являются наглядно-практические, включающие ситуационное обучение, ролевые и деловые игры, метод поощрения, погружение в материально-практическую среду, практические работы, водный и текущий инструктаж, экскурсии.
На занятиях активно используются современные технологии — применение компьютерных презентаций, уроков и мероприятий с использованием ИКТ.
Такие уроки способствуют:
— активной деятельности в решении учебных задач урока;
— эффективному решению коррекции и развития речемыслительной деятельности;
— способствуют мотивации учебного процесса и учебной деятельности;
— обеспечивают постепенный переход от репродуктивной к продуктивной деятельности, от наглядно-действенного к словесно-логическому мышлению, от этапа организованного учителем процесса усвоения знаний к этапу самостоятельной познавательной деятельности.
Трудовое обучение лиц с умственной отсталостью
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.