Экзистенциальный подход к ценностям С.Кьеркегора отождествляет веру с истиной; философ строит в соответствии с этим положением систему ценностей: более низкая степень существования человека характеризуется, преимущественно, эстетичными ценностями, которые рассматриваются в широком значении как все, что приносит человеку наслаждение безотносительно к тому, каков он – физический или духовный. Переходным этапом от эстетичного образа жизни к этическому является Ирония, в которой заключается осознание иллюзорности наслаждения как принципа жизни, в духовном наслаждении – предчувствие ценностей высшего порядка. Кьеркегор объединяет этические ценности, восхваляя религиозный образ жизни, если этическое – это борьба (а любая внутренняя борьба предусматривает сомнения) и победа, то высшая ценность – религиозный образ жизни в повиновении, который предусматривает отказ от этических ценностей и обращения к сверхчеловеческим ценностям.
Другие представители экзистенциального подхода — М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, М.Мерло-Понти, А.Камю сходятся между собой в признании субъективности ценностей.
Так, например, Ж.-П.Сартр отмечал: «Моя свобода – единственное основание ценностей, и ничто, абсолютно ничто не может оправдать меня в принятии тот или другой определенной ценности, тот или другой определенной шкалы ценностей, как бытие, посредством которого существуют ценности. Моя свобода вызывает в меня тревогу именно потому, что оная лежит в основе ценностей, а сама оставленная основания».
А.Камю провозглашал конечной целью своей философии гуманизм: «Я знаю, что кое-что все-таки имеет смысл, и это – человек, потому что он – единственное существо, которое требует смысла».
Христианские экзистенциалисты Г.Марсель и К.Ясперс в понимании природы ценностей находятся между двумя крайностями: признанием трансцендентности ценностей в лоне Божьем (в духе философии Ф.Аквинского) и гуманистической тенденцией, по которой единственным творцом ценностей является человек. Тем самым философы пытаются согласовать свободу человека со всемогуществом Бога.
Культурологический подход. П.А.Сорокин – автор теории о культурных сверхсистемах – считал, что три главные культурные надсистемы базируются на ценностях. Такими ценностями являются Бог (наивысшая ценность для средневековой западноевропейской культуры, а также культуры Индии и Греции в классический период), сверхчувственная реальность (наивысшая ценность для западноевропейской культуры Возрождения, древнегреческой культуры) и чувственная реальность (XIV-ХX в.).
Плюралистический подход В.Дильтея говорит о многообразии равноправных ценностных систем, которые распознаются с помощью исторического метода. В сущности, это означало критику самой программы общей теории ценностей как абстрагирование от культурно-исторического контекста и увековечения одной системы ценностей. При этом для многих преемников Дильтея был характерным интуитивный подход к толкованию ценностного содержания культуры (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин и другие).
Проанализированные нами методологические подходы позволяют увидеть различные аспекты проблемы ценностей через призму социальной философии. Так, натуралистический подход понимал под ценностью биопсихические способности индивида, феноменологический подход под ценностями понимал объективные качественные феномены, экзистенциальный подход формирует иерархию ценностей, культурологический подход сопоставлял культуру и ценность, а плюралистический подход говорит о многообразии равноправных ценностных систем,
Трансформация ценностей в современном обществе
- Любовь Баранова
- Философия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.