Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Теория социального контроля и социального поведения в работах «раннего» П.А.Сорокинс

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Идеациональный тип культуры основывается на системе истин, в основе которых лежит принцип сверхчувствительности и сверхумности Бога, как единственной реальности и ценности. Такая культура по своей сути религиозная вера в Бога считается более надежным источником знаний, чем разум или логика. В чувственном типе культуре доминирует чувственная система истин, которая основывается на показаниях органов чувств и позволяет четко определить, что есть истина, а что недостаток.
В смешанном (идеалистическом) типе культур сочетаются две предыдущие системы. Ее основное правило такое: реальная действительность слишком сложна, в ней есть чувственные и сверхчувствительные стороны, научные и религиозные ценности, вера и разум дополняют друг друга.
В концепции П. Сорокина общество и культура рассматриваются как один феномен, через призму которого исследуются все формы жизнедеятельности людей.
Социокультурную систему составляют четырнадцать основных сфер, которые следует принимать во внимание в ходе исследования:
— живопись, скульптура, архитектура;
— музыка, театр, литература, искусствоведение;
— религия, философия, наука естественно-научные и технологические изобретения;
— этика и право;
— политика; брачные отношения;
— экономика;
— политические конфликты;
— религиозная активность;
— тип исторической личности;
— формы свободы;
— государственное управление;
— мировоззрение.
В динамике каждой социокультурной системы (и каждой подсистемы) можно наблюдать три стадии, после которых цикл начинается снова:
— Идеациональная с доминированием процессов познания;
— Идеальная с доминированием идеологии;
— Сексуальная (чувственная) с доминированием чувственного переживания опыта.
На первой фазе происходит активное познание и осмысление окружающего мира и поиск организационных принципов, которые позволяют объединить различные культурные события в определенные целостности: предметно-пространственные, лингвистические, познавательные, технологические и другие.
На второй стадии образованные формы фиксируются и становятся легитимными (путем конвенции) в качестве социокультурных норм (например, научная парадигма, религиозная доктрина, сборник законов).
Третья стадия характеризуется тем, что нормативные регуляторы становятся узкими для социализации опыта и новаций. Люди прибегают к чувственным переживаниям по этому поводу и поиску новых смыслов своего существования.
Таким образом, в истории наблюдается волновая модель изменения доминирующих культурных суперсистем в такой последовательности: идеациональная, идеалистическая, сенситивная. Она несколько напоминает движение маятника. Вместе с тем, эта модель несколько перекликается с циклической моделью Дж. Вико («возраст богов» – идеационального, «возраст людей» – чувственная и «возраст героев» – идеалистическая стадия эволюции), но акцент не делается на установленной последовательности.
П. Сорокин утверждает, что не существует универсального порядке изменений, а следовательно – возможные колебания (флуктуации) от предложенной общей схемы.

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.