Приемлемо выделять методы оценки эффективности социально-педагогической работы. Они рассматриваются как приемы, анализирующие эффективность применения профессионально-практических методов. Самым распространенным и часто применяемым является сравнительный метод, позволяющий сравнивать состояние до оказания социальной помощи, и как оно изменилось после воздействия.
При изучении личности ребенка специалист использует наблюдение, беседу, анкетирование, интервью, социометрию, тестирование и другие методы.
Наблюдение применяется для изучения внешних проявлений ребенка, выражающихся в его поведении. Виды наблюдения: включенное (с вмешательством в ход деятельности и общения), систематическое, несистематическое, ситуативное. В рамках данного метода специалист должен точно наблюдать за особенностями поведения, его речью, жестами, мимикой, а главное уметь правильно интерпретировать полученный данные. Наблюдение требует наличие конкретного плана, предусматривающего то, на что надо обратить внимание. При необходимости поступки и слова наблюдаемого записываются, а затем анализируются [23].
Беседа, как метод социально-педагогической деятельности, подразумевает под собой процесс получения информации на основе вербальной коммуникации, т.е. с помощью задаваемых вопросов и получаемых ответов. Получение результата в процессе применения данного метода зависит от степени ее разработки, умения расположить к себе ребенка, точности формулировки вопросов, их последовательности и логичности. Этапность в работе с этим методом способствует получению искренних ответов от ребенка. Беседа позволяет проникнуть во внутренний мир ребенка и понять сущность его проблем.
Следующим методом является анкетирование. Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. По форме анкетирование может быть закрытое (с приведением полного набора вариантов ответов) и открытое (не содержит подсказок и не «навязывает» вариант ответа) [24].
Метод интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы. При использовании метода нужно четко представлять весь процесс интервьюирования. Он начинается с установления контакта с ребенком. Именно от этого зависит дальнейшая атмосфера проведения интервьюирования. Ребенок должен правильно понимать задаваемые вопросы, чтобы не искажать объективность ответов. Благодаря методу интервью, специалист может получить не только необходимую информацию, но и проанализировать поведение ребенка.
Тестирование – метод, основанный на решении определенных стандартизированных заданий. Основная часть текстов содержат заранее разработанные инструкции по выполнению заданий и их интерпретации.
Необходимо отметить методы коррекции как особую группу методов, заключающихся в поощрение и наказание. Практический опыт социально-педагогической деятельности показывает, что методы коррекции являются сложнейшими способами воздействия на ребенка. На практике они не нашли широкого распространения, поскольку необходимо четко представлять их природу применения.
Поощрения и наказания направлены к одной цели — формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается это различными способами: поощрение выражает одобрение действий и поступков, дает им положительную оценку, наказание осуждает неправильные действия и поступки [29].
Таким образом, в контексте работы в преодолении межличностных конфликтов подростков социальный педагог ориентируется на разнообразное количество методов и форм работы, имеющих практический характер в достижении цели социально-педагогической деятельности.
Технология работы социального педагога по преодолению межличностных конфликтов в подростковой среде.
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.