Под способностями станем понимать универсальные действия самоориентировки в окружающем мире при помощи специфических для дошкольника средств. Таким образом, высокий уровень развития детских способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться непосредственно в любом новом вопросе (задаче), ясно видеть ее условия, по необходимости находить пути решения, создавая идеи новых творческих продуктов.
Итак, если способностями принято называть отдельные психические свойства, то одаренностью называют сочетание способностей у человека, единство, которое они составляют.
Следует отметить особенность современного понимания одаренности, заключающуюся в том, что она изучается как динамическая характеристика развития личности. По утверждениям А.И. Савенкова, Ю.Д. Бабаевой одаренность существует лишь в активном, динамическом процессе.
Такое представление привело к созданию теоретических моделей одаренности, в которые вместе с потенциалом личности обязательно включены факторы среды. Большой интерес при анализе имеет модель Ф. Монкса — «мультифакторная модель одаренности». В этой версии главное место уделяется факторам микросреды (сверстники, семья, школа).
Несколько спорной, но интересной является «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда; она легла в фундамент многих концепций диагностики развития и обучения одаренных детей педагогической теории и практики за рубежом. В настоящее время ее рассматривают как одну из самых популярных среди всех моделей интеллекта.
Автор классифицирует факторы (проявления) интеллекта, в основе чего рассматривает выделение основных типов, интеллектуальных процессов и непосредственно выполняемых операций. Такой подход позволяет объединить пять больших групп интеллектуальных способностей: конвергентное мышление, память, познание, дивергентное мышление, оценка.
Второй вариант данной классификации, предоставленный ученым соответствует виду материала: символическое, семантическое, образное, поведенческое. По мнению Дж. Гилфорда, применение того или иного операционного продукта дает около шести видов мыслительного продукта: отношения, элементы, преобразования, классы, системы, предвидения.
Предположенное ученым дробление мышления на дивергентное и конвергентное стало серьезным шагом в дифференциации компонентов умственных способностей, это способствовало более ясному их пониманию. Такая теория положила начало разделению понятий «творческая одаренность» и «интеллектуальная одаренность».
Этот вывод также подтверждает американский ученый Л. Термен. Он является автором грандиозного по своим масштабам анализа одаренности. Л. Термен пришел к заключению, что непосредственно наличие высокого уровня интеллекта не является единственной составляющей для успеха в творческой деятельности. Автор разработал концепцию одаренности, в которой имеется триада: творческие умения, творческие способности, творческая мотивация. Разработанные исследователем диагностики креативности применяются во всем мире достаточно широко, особенно при идентификации одаренных детей.
Также важно отметить таких автором, как Ф. Гальтон, Г. Доман, В.В. Клименко, Э. Томас. Ими было развито направление определения даровитости как «физического интеллекта», согласно которому одаренность определялась особенностями сенсорных процессов.
Например, концепция Домана акцентирует внимание на шести важных функциях: языковые навыки, двигательные навыки, мануальные, слуховые, тактильные и визуальные навыки. Исследователь считает, что именно осуществление этих шести функций служит жизненным тестом на нормальность и одаренность. Автор при этом исключает влияние средовых факторов. Такой подход и предложенные методики дают на практике хороший эффект.
Отметим следующего исследователя, немецкого ученого К. Хеллера. Он считает наиболее эффективной в педагогическом отношении многофакторную модель одаренности. Так называемая «Мюнхенская модель» включает:
факторы одаренности (креативность, интеллект, социальную компетентность и пр.);
достижения, факторы среды (спорт, науки, языки и др.) и некогнитивные личностные особенности (мотивация достижений, преодоление стресса, стратегия учебы).
Особенно важно отметить рабочую концепцию нашего государства. В рамках реализации президентской программы «Одаренный ребенок» была разработана «Рабочая концепция одаренности», задачей которой было вобрать все достижения отечественной и зарубежной психологии. К созданию модели была привлечена группа компетентных ученых — В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская и многие другие, работу которых необходимо рассматривать, как подлежащую дальнейшей разработке.
В рамках данной концепции особо интересным стало представление «ядра одаренности» в виде двух аспектов — мотивационного и инструментального. Авторы достаточно продуктивно провели разделение креативности и интеллекта внутри инструментального компонента одаренности.
Мотивация разделена на пять основных аспектов: 1) ярко выраженный интерес к какому-либо виду занятий; 2) повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; 3) повышенная потребность познаний; 4) предпочтение противоречивой, парадоксальной информации; 5) достаточно высокая критичность к результатам собственного труда.
Таким образом, данные и многие другие концепции одаренности послужили основой для дальнейшего изучения проблемы.
Технология работы с одарёнными детьми
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.