Следует также отметить, что непременным условием формирования активных грамматических навыков считается владение учащимися достаточным количеством лексического материала, на базе которого они могут сформироваться. Грамматические действия производятся только в определенных лексемах, на конкретном словарном материале. Если школьники могут в определенной ситуации самостоятельно, оперативно и корректно произвести грамматическое оформление фразы, то можно говорить о том, что они владеют грамматическим навыком [25].
Таким образом, мы определили понятие грамматического навыка, рассмотрели их классификацию, определили стадии формирования и этапы организации обучения грамматике. Данная технология представляет собой общий алгоритм, который нуждается в адаптации и дополнении конкретным материалом. Его выбор зависит от многих факторов, прежде всего, от возрастных особенностей учащихся.
1.3. Психолого-педагогические особенности младших школьников
Педагоги считают младший школьный возраст очень важным этапом школьного детства. Этот период является сензитивным для развития многих интеллектуальных и психических качеств, что определяет большой потенциал для всестороннего развития детей. Кроме того, происходит развитие индивидуальных особенностей и способностей школьников, навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции в учебной деятельности, умения производить адекватные оценки, критичного отношения к себе и окружающим. В этот период усваиваются нормы социального поведения, развиваются нравственные и духовные качества, формируются навыки взаимодействия со сверстниками и дружественные связи.
По данным медицинских исследований, к семилетнему возрасту на многих участках коры больших полушарий головного мозга завершаются процессы созревания. Тем не менее, некоторые специфические мозговые отделы, ответственные за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у младших школьников находятся в стадии формирования. Регулирующее и тормозящее воздействие коры на участки подкорковых структур является недостаточным и проявляется в характерных для детей этого возраста поведенческих особенностях и специфике эмоциональной сферы: ребенок быстро отвлекается, не способен к долговременному сосредоточению, быстро возбудим и эмоционален [9, с. 125-126].
В период младшего школьного возраста происходят интенсивные преобразования в познавательных процессах. Они становятся опосредованными, приобретают осознанный и произвольный характер. Особенно активно в этот период развиваются мыслительные процессы. Если в семи-восьмилетнем возрасте мышление детей преимущественно конкретное и характеризуется наглядностью, образностью, то в ходе постепенного развития оно приобретает связанность, последовательность, логичность.
Выделим основные особенности познавательных процессов учащихся начальных классов:
неустойчивость и неорганизованность восприятия, его малая дифференцированность;
внимание непроизвольно, неустойчиво, ограниченное по объему;
преобладает эмоционально-образное мышление, происходит интенсивное развитие абстрактно-логического;
увеличение словарного запаса (до 7 тысяч слов), формирование навыков устного и письменного изложения мыслей, развитие контекстной речи;
преобладает наглядно-образный характер памяти, совершенствуется смысловая память; развивается способность целенаправленного, произвольного запоминания не интересного материала;
развиваются навыки общественного поведения, межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
эмоциональная неустойчивость, частая перемена настроения, экспрессивность;
несоответствие темпов развития интеллектуальной и мотивационной сферы: волевые качества не сформированы, мотивы не осознаются [5, С. 72].
Переход к регулярному школьному обучению обуславливает решительные изменения в социальной деятельности, общении и отношениях с окружающими. Меняется уклад жизни ребенка, у него появляется много новых обязанностей. Ведущим видом его деятельности становится учение, являющееся причиной возникновения многих психических новообразований.
Они обуславливают наиболее существенные достижения в развитии учащихся начальной школы и являются фундаментом, на базе которого происходит развитие на следующих этапах взросления. Основными новообразованиями младшего школьного возраста можно назвать:
качественно новый уровень развития произвольной регуляции и деятельности;
развитие навыков рефлексии, анализа, планирования;
формирование познавательного отношения к окружающей действительности;
ориентация на группу сверстников [9, С. 131].
Ребенок учится выполнению обязательных, произвольных, результативных действий. Переход к систематически организованному обучению формирует условия для появления у детей новых познавательных потребностей, активное развитие научного интереса к изучению окружающего мира, к овладению новыми знаниями и умениями.
Развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте происходит постепенно. Первокласснику нравится учиться, он занимается с интересом, положительно относится к некоторым видам учебной деятельности, и только к концу младшего школьного возраста может складываться осознанное отношение к образованию. Исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте интересу к учению свойственна недостаточная сформированность. Выделим некоторые признаки, характеризующие познавательные интересы детей данной возрастной группы:
неустойчивость – познавательные интересы в этом возрасте зависят от учебной ситуации, они быстро удовлетворяются и не могут сохраняться долгое время без поддержки учителя;
малая осознанность – младшие школьники, как правило, не могут четко сформулировать, что именно им нравится в тех или иных предметах, на чем основаны их предпочтения в учебной деятельности;
недостаточная действенность – познавательные интересы сами по себе не могут поддерживать учебную деятельность ребенка этого возраста в течение продолжительного времени;
слабая обобщенность – они объединяют те или иные предметы увлечения преимущественно по внешним, поверхностным признакам;
познавательные интересы младших школьников ориентированы на учебные результаты, образовательные достижения, а не на способы осуществления учебной деятельности [23].
Выделенные особенности необходимо учитывать при организации процесса обучения иностранному языку. Это не только обеспечит эффективность школьного обучения, но и сформирует положительное отношение и мотивацию к самостоятельному изучению предмета.