Лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи. Формирование лексического навыка предполагает работу не только с конкретными лексемами, но и изучение тематических и семантических групп, правил словообразования и специфики употребления слов в зависимости от грамматической и стилистической структуры контекста высказывания. [20, с.111]
Сущность лексического навыка определяется как способность:
мгновенного вызывания из долговременной памяти эталона лексемы, в зависимости от конкретной коммуникативной задачи;
включение его в речевую цепь [21].
Лексические навыки подразделяют на продуктивные и рецептивные. Продуктивные лексические навыки представлены навыками интуитивного корректного словоупотребления и словообразования в говорении и письменной речи, в соответствии с ситуациями общения и коммуникативными целями.
Рецептивные лексические навыки подразумеваются представлены навыками распознавания и понимания лексических единиц в процессе чтения текста или восприятия иноязычной речи на слух.
C психолингвистической точки зрения, различия между двумя видами лексики заключаются в направлении движения мысли: в рецептивных процессах мысль движется от фонетической и графической формы слова к его смысловому содержанию, а в продуктивных процессах, наоборот, от содержания к форме [9, c. 324].
Рецептивные лексические навыки могут быть:
рецептивно-активными (функционирующими на базе активной лексики);
рецептивно-пассивными (функционирующими на базе пассивной лексики).
В состав рецептивной лексики также входят слова, значения которых школьникам приходится устанавливать с использованием различных стратегий: догадки по сходству звучания или написания со словами родного языка, по знакомой словообразовательной модели, по содержанию контекста и др. Объем такого лексического минимума индивидуален для каждого учащегося [13, с. 34].
Психофизиологической основой этих навыков являются лексические, автоматизированные динамические связи как единство семантических, слухомоторных и графемно-фонемных образов слов и словосочетаний.
Рецептивный лексический речевой навык представлен двумя основными компонентами: словоупотреблением и словообразованием. Данный феномен предполагает сформированность следующих умений:
соотнесение зрительного/звукового образа слова с семантикой;
дифференцирование сходных по звучанию и написанию лексем;
раскрытие значения слов с помощью контекста;
узнавание и понимание изученных слов и словосочетаний в речевом потоке либо графических текстах [9, c. 325].
Процесс формирования лексического навыка состоит из нескольких ступеней. Зарубежные лингвисты выделяют четыре главных шага в изучении лексики: восприятие слова, понимание значения, запоминание и использование в речи. Одновременно с этими этапами происходит усвоение культурного, психолингвистического, грамматического и текстуального аспектов.
В отечественной методике преподавания данная система несколько шире. Так, А. Н. Щукин приводит следующие стадии формирования лексического навыка: «восприятие слова (с последующим созданием звукового образа), осознание значения слова, имитация слова (изолированно или в предложении), обозначение, направленное на самостоятельное называние объектов, определяемых словом, комбинирование» [16, с. 129].
Обобщение данных подходов к стадиальности развития лексического навыка позволяет выделить три основных этапа:
ознакомление с функцией слова, его значением и формальными признаками;
тренировка и усвоение слов;
использование новых языковых явлений в процессе коммуникации.
Методики обучения лексическим навыкам постоянно развиваются, с каждым годом процесс обучения становится все более разнообразным по характеру используемых методов и содержанию обучения [20, c. 112].
Таким образом, рецептивные лексические навыки заключаются в умении учащихся узнавать на слух и понимать значение лексических единиц в процессе рецептивных видов речевой деятельности: аудирования и говорения. Формирование лексических навыков представляет собой сложный многоэтапный процесс, который не ограничивается подбором для иноязычных лексем эквивалентов на родном языке, а включает в себя формирование фонетических и графических навыков, изучение правил лексической сочетаемости, отработку грамматических конструкций возможного контекста, долговременную тренировку для закрепления специфики их употребления, получение знаний о культурных особенностях и др.
Технология формирования иноязычных лексических навыков на основе текста для чтения В старшей школе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.