Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Технологии социальной работы с пожилыми.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Старость как механизм трансмиссии культуры. Старость рассматривается и как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений, транслирующихся молодым возрастным группам.
В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры отмечаются изменения содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные с процессами информатизации современного общества. Привилегия старости – наличие жизненного опыта, который превращается во внутренний фактор жизни человека, выступающий гарантией взвешенности принимаемых решений и поступков, осознания социальной ответственности.
Опыт старшего поколения надо брать в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. Тенденции новаторства и преемственности заложены в основе механизмов динамики развития личности. Нередко эти тенденции отслеживаются как враждебные, несовместимые. Действительно, современный этап общественного развития усложнил взаимоотношения между ними, но не заглушил главного – синхронного воздействия на становление личности как двух сторон единого, связанного процесса [8, с.58 – 59].
Теория субкультуры. Старость представляется по модели субкультуры. Имеются в виду особые смысловые ресурсы, виды действий, формирующиеся на базе социокультурной системы, характерной для времени жизни данного поколения.
При всем разнообразии содержания взглядов, установок у людей, принадлежащих к одному поколению, прослушивается некоторый общий тон, объединяющий их мироощущение, существует набор типовых реакций, санкционированных общественными структурами и долгой традицией. Субкультура позволяет сохранить психологически-мировоззренческую устойчивость и культурную идентичность. При субкультурном подходе представляются необходимыми выделение сфер деятельности пожилого человека и планомерное описание всего набора средств его творчества. Речь идет о комплексном анализе идей, интересов, занятий, привлекающих внимание пожилых людей.
Теория геронтологической трансцендентальности получила развитие в трудах шведского ученого Ларса Торнстама. Старость определяется как этап жизни, когда в полной мере реализуется способность человека к трансцендированию (иным видению и оценке) наличной действительности, проявляется стремление к высшим, надприродным смыслам и ценностям. Из центра жизни уходит все наносное, несущественное, лишнее; человек становится способным оторваться от пут чувственного осязаемого бытия и поступать соответственно своим, собственно человеческим установлениям посредством свободной творческой деятельности, духовного усилия. Согласно данной теории на заключительной стадии природного роста в направлении зрелости и мудрости происходит переосмысление фундаментальных вопросов: человек начинает меньше себя идентифицировать с профессиональным занятием и в то же самое время становится более избирательным в выботе социальной и других типов активности; возрастает чувство близости к более старшему поколению и уменьшается заинтересованность в иных социальных взаимодействиях; снижается интерес к материальным ценностям, происходит нарастание чувства космического единения с духом универсума; переосмысливается ценность времени, пространства, жизни и смерти [8, с.60].
Таким образом, наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старения связано со сложными переплетениями различных свойств этого явления, разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию и выступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческой жизни, более универсального и одновременно более личностного.

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.