Безусловно, одной из важных мер по профилактике девиантного поведения подростков является своевременное подключение к деятельности с подростками и его семьей педагогов, психологов, юристов, социальных работников и др. Особую важность представляет социальная служба, цель которой заключается в поддержании воспитательной функции семьи, в организации досуговой деятельности подростка. Так, технологии по социально-педагогической работе с подростком в России применяются разные, какую из них выбрать та или иная социальная организация решает в зависимости от специфики ситуации.
Таким образом, понимание сути социально-педагогического воспитания подростков для России не является чем-то новым. Так, в основном идеи по реализации социально-педагогической профилактики девиантного поведения в советской России разрабатывали А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский. А. С. Макаренко в работе с беспризорниками одним из первых предложил и объяснил мысль о том, что «взрывное» преобразование жизненной ситуации подростка, может дать принципиально другое направление его мыслям, чувствам и переживаниям [36]. Заметим, что идеи отечественных педагогов получили свое развитие больше за рубежем, нежели в нашей стране.
На наш взгляд социально-педагогическая работа с подростками зарубежом более интересна и наполнена, которая реализуется на четырех стадиях [29].:
Формирование и реализация социально-педагогических программ происходит на уровне государства. Профилактика девиантного поведения осуществляется с использованием современных психолого-педагогических и социальных технологий, в основе которых лежит теория девиантного поведения.
Профилактические и ресоциализационные технологии осуществляются на основе принятых на государственном уровне программ, предусматривающих социальноэкономические характеристики конкретного штата или графства. Фактическую реализацию данных программ осуществляют центры социальной работы. В каждом штате или графстве работают службы социальной помощи «Гайденс», оказывающие необходимую помощь и поддержку.
Профилактическая деятельность реализуется с учетом особенностей местных органов самоуправления, школ, колледжей, производственных, коммерческих и других организаций, знающих местные условия конкретного региона [4].
Личностный уровень, который предполагает формирование и реализацию тех или иных методов социального контроля, профилактику, превенцию, а также ресоциализацию отдельно взятых личностей девиантного поведения [6].
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что зарубежом профилактика девиантного поведения подростков находится на достаточно высоком уровне, а так же отметим, что в 70-е гг. ХХ в. в США были совершены реформы в области судопроизводства для несовершеннолетних. В 1974 г. конгресс принял закон о судах для несовершеннолетних и профилактике подростковой преступности [35]Социальная работа с подростками с девиантным поведением реализовалась по трём направлениям: Базовые программы полиции. Базовые программы школ. Базовые программы судов по делам о несовершеннолетних. [33]
Рассматривая Германию, отметим, что в данной стране существует общенациональный Закон о помощи молодежи, изданный в 1991 году. В соответствии с этим законом помощь молодежи должна носить превентивный характер.
Стоит отметить, что в Германии сильны традиции социальной педагогики, и термины «социальный работник» и «социальный педагог» там применяются как одинаковые. В данном контексте социально-педагогический подход включает следующие виды помощи: Педагогическую защиту и школьные коллективы.
Профилактика отклоняющегося поведения подростков в Германии состоит их трех уровней:
1.Уроки правового воспитания и социальной компетентности для учеников и педагогов;
2.работа с прогульщиками и правонарушителями, уличная социальная деятельность, спортивные проекты, работа с болельщиками, фанатами и райтерами (лица, занимающиеся росписью на заборах, стенах зданий и переходов и т. п.).
3.возможность краткосрочного ареста.
Таким образом, система профилактики девиантного поведения в Германии включает в себя: проектную деятельность социального педагога и других специалистов, курсы и тренинги по конфликтологии для педагогов и учеников, школьные акции социальной направленности, уроки социальной компетентности и т.д.
А так же отметим, что в Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах широко используется метод уличной социальной работы. Данная методика стремительно развивается в странах Азии и Африки, восточноевропейских странах и в России в том числе с 1990-х г. [17].
Таким образом, осуществив сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта социальной профилактики девиантного поведения подростков мы сделали следующие выводы: зарубежная и отечественная практика по социальной профилактике девиантного поведения подростков доказывает, что важным элементом в решении этой проблемы могут быть создание множественных видов консультативных и стационарных организаций, в которых была бы возможность оказывать разные виды помощи и поддержки подросткам, которым необходимы данные виды услуг .
Технологии социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения у подростков
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.