Педагогическая методика разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе лежит установленная концепция автора. Технологическая цепочка преподавательских действий, операций и коммуникаций строится определённо в соответствии с целевыми установками, имеющими форму определенного ожидаемого результата. Органической частью педагогической технологии представлены диагностические операции, которые содержат аспекты, данные и инструмент измерения результатов работы.
Специфические черты педагогических технологий:
— создание диагностично поставленных целей преподавания и обучения;
— ориентация всех операций на гарантированные свершения поставленных целей;
— оперативная обратная связь, анализ текущих и итоговых результатов;
— воспроизводимость преподавательских операций.[11]
В традиционном педагогическом процессе цели устанавливаются неопределенно, не инструментально: «изучить теорему», «решать квадратные уравнения», «отчетливо читать текст», «ознакомить с принципом действия», «сформировать привычку поведения» и т.п. Данные цели не описывают результата, достижение их трудно проконтролировать. В диагностично поставленной цели описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет, поступает и пр.
Признаки педагогической технологии:
— содержательность — присутствие педагогической концепции, имеющей научно-техническую реализацию в виде преподавательской модификации, метода, принципы;
— управляемость и результативность — гарантированное достижение результата;
— экономичность — оптимизация работы педагога;
— воспроизводимость — шанс воссоздания в широких масштабах без потери результативности;
— корректируемость — шанс применения в процессе обучения противоположной взаимосвязи в виде контроля, рефлексии, ТСО, тренингов. [8]
Рассматривая владение педагогом преподавательской технологией как один из условий оптимальности и продуктивности его преподавательской работы, сущность преподавательской технологические процессы допускается представить как комплекс преподавательских умений и способов реализации преподавательского воздействия и взаимодействия:
— постановка цели взаимодействия;
— анализ сложившейся ситуации и определение преподавательских вопросов;
— выполнение целенаправленного влияния на индивидуальность ребенка и взаимодействия с ним и управление учебно-воспитательным процессом;
— передача навыка речевыми (вербальными) и невербальными методами;
— организация жизнедеятельности ребят и воспитательского пространства;
— предъявление преподавательских требований;
— оценка ученика и се положительное подкрепление;
— разрешение возникающих конфликтов;
— умения руководить своим поведением и реакциями. [13]
Необходимыми условиями актуализации педтехнологии являются педагогическая техника и психологическое саморегулирование, не последнюю роль представляет преподавательская позиция.
Изучение феномена преподавательской технологии позволило выделить ряд ее безусловных положительных сторон. Она реализуется как регулярная, направленная, осознанно проектируемая деятельность, отличающаяся от неструктурированного элементарного выполнения, следовательно служит достижению цели с минимальными расходами. Преподавательская методика ориентирована на усовершенствование профессионализма преподавателя, его компетентности в решении образовательных вопросов. Тем не менее стойкое научное внимание к теме технологизации образовательного процесса никак не означает ее полной разрешенности. Наоборот, в учено-преподавательском сообществе нет единодушия в оценках этого явления и его значения для современного образования. Из числа «открытых» проблем, связанных с преподавательскими технологиями, выделим следующие:
— отсутствие единых подходов к определению понятия «преподавательская технология» и четкой систематизации имеющихся технологий;
— «критический порог» применимости педагогических технологий (особенно в контексте воспитательской работы);
— противоречие между алгоритмизированностью, максимальной схематичностью технологии и субъективной, творческой природой педагогического процесса;
— соотношение понятий «преподавательская технология», «технология обучения», «модель обучения».
Остановимся наиболее подробно на выше отмеченных проблемах. На самом деле, в зарубежной и отечественной научной литературе в настоящий период существует свыше трехсот дефиниций преподавательской технологии. Можно выделить несколько подходов к установлению данного определения:
— наукосообразное понимание: преподавательская методика как часть педагогической науки, исследующая и разрабатывающая миссии, сущность и способы преподавания (Г.К. Селевко, Н.Е. Щуркова и др.);
— организационная теория: преподавательская методика как метод учреждения, форма учебного процесса, гарантирующая приобретение запланированного результата (И.П. Волков, В.М. Монахов, П.И. Самойленко, А.В. Сергеев, М. Чошанов и др.);
— инструментальный подход: преподавательская методика как инструмент образовательного процесса, как концепция указаний, которые обязаны гарантировать результативность и эффективность преподавания (В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, В.М. Шепель и др.).
Педагогическая методика предполагает собой комбинирование теоретического (объективного) и индивидуального (субъективного) знания. Она предопределяет принципиально другой вид взаимоотношений между преподавательской наукой и преподавательской практикой, тесное сотрудничество ученых и преподавателей, обеспечивающее индивидуальную траекторию формирования каждого участника образовательного процесса.
Технологии личностно-ориентированного обучения
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.