В арсенале педагогов имеется огромное количество методов и приемов формирования культуры речи, которые могут разнообразить и обогатить жизнь детей в дошкольной образовательной организации. Например, утром встречаем детей приветливой улыбкой, здороваемся, спрашиваем о том, как они провели утро, проводим интересную беседу. Дети будут увлечены и жизнерадостны, и этот настрой необходимо сохранить в течение всего дня и тогда общение между ними будет проходить приветливо, и культура поведения и речи будет только расти.
Воспитанники дошкольного образовательного учреждения во время нахождения в ДОО почти всегда заняты в коллективной работе. Это и непосредственная образовательная деятельность, различные сюжетно — ролевые и дидактические игры, театральные постановки, занятия на прогулках: наблюдения, экскурсии. Вся эта деятельность направлена на побуждение к обмену впечатлениями. А если ребенок хочет поделиться, то он должен обратиться к другому ребёнку и только тогда возникнет диалог, ведь главным условием работы с детьми является, чтобы общение «ребёнок — ребёнок» шло по собственному побуждению. Так как деятельность в группе ставить воспитанников перед необходимостью что-либо делать вместе: играть, трудиться, заниматься спортом и так далее. Задача взрослых при таком подходе состоит в том, чтобы направлять взаимоотношения детей на формирование нравственной культуры в общем, и речевой культуры в частности. Необходимо учить детей договариваться, не вступая в конфликты, проявлять терпение и вежливость по отношению к одногруппникам, делиться игрушками, если есть в этом необходимость, не врываться в чужую игру, а спросить разрешения поиграть с детьми. Ребенок к концу старшего дошкольного возраста должен уже обладать знаниями и навыками культурного поведения и употреблять их в общении со сверстниками и в отношении взрослых людей.
Одним из важнейших условий формирования речевой культуры общения является то, что только под руководством взрослого (педагога, родителя, психолога) дети приобретают опыт культурного речевого общения. Взрослый координирует деятельность, выбирает игры для совместной игровой деятельности с тем, для каких целей используется эта игра, какие воспитательные задачи она преследует. Если игра коллективная, то необходимо знать, психические и физические особенности детей, уровень общения, их взаимоотношения и их предпочтения.
Примеры культурного общения легче усваиваются ребёнком- дошкольником, если работа над этим со стороны воспитателя ведётся целенаправленно и систематически. Если педагог уделяет внимание такой работе не только во время режимных моментов, но и следит, как ведут себя дети во время свободной самостоятельной деятельности, если интересуется у родителей, как ведут себя дети вне стен образовательной организации. Ведь ребёнок дома общается со сверстниками и взрослыми. Формирование культуры общения, так же, как и развитие любого психического процесса дошкольника требует целенаправленной работы с родителями, так как они служат главным примером для ребенка. Например, ребёнок не извинился за то, что забрал книжку у девочки. На вопрос воспитателя: «Разве можно так делать? Что ты должен был сказать, чтобы с тобой поделились книгой?», мальчик сказал «Ну я же просто взял книжку. Мой папа всегда так делает». Домашняя среда общения оказывает огромное влияние на старшего дошкольника, которое порой нельзя перебороть с помощью педагогических средств.
Организовывая среду для развития культуры речевого общения, педагог должен руководствоваться не только дидактическими принципами (наглядность, систематичность, доступность и другими), но и методическими принципами, которые могут способствовать интенсификации воспитательного и образовательного процесса в ДОО, определению содержания работы, методов и приёмов формирования культуры речевого общения в соответствии с общим развитием речи дошкольников.
Технологии формирования культуры общения старших дошкольников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.