Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативно-речевых навыков у детей среднего дошкол

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Еще одной отличительной особенностью общения ребенка среднего дошкольного возраста с ровесниками является проявление нестандартных форм поведения, которые не характерны для общения с взрослыми. При общении друг с другом дошкольники чаще кривляются, обнимаются, прыгают, «обезьянничают», принимают странные позы, выдумывают новые слова и фразы, чем при общении с взрослыми.
Психологи считают, что при общении с ровесниками дошкольник сосредоточен на своих чувствах, мыслях, желаниях, эмоциях, действиях. Между тем, если диалог инициирует взрослый, то дошкольник поддерживает такой диалог в 2 раза чаще, чем, если бы диалог инициировал его сверстник. Также психологи считают, что дошкольник 4-5 лет плохо определяет (понимает, дифференцирует) эмоциональное состояние своего сверстника в процессе общения с ним, что часто приводит к обидам, ссорам и конфликтам [1].
Для понимания сущности понятия коммуникативно-речевых навыков дошкольников, необходимо проанализировать уже существующие определения, данные коммуникации, речи и навыкам в психолого-педагогической литературе.
В подавляющем большинстве психологических и педагогических словарей, энциклопедий «навык» трактуется как автоматизированное действие (или умение доведенное до уровня автоматического выполнения); навык характеризуется отсутствием сознательной регуляцией выполнения того или иного действия, формируется навык путем многократного повторения (в том числе и повторения на основе подражания), а также путем осознания совершенных ошибок и целенаправленной «работой над ошибками». Процесс формирования навыка должен строиться по принципу, который отлично знаком каждому, кто изучал педагогику: «от простого к сложному», постепенность перехода от одного уровня освоения содержания операционных действий до более высокого [3].
В отличие от понятия «навык» понятие «коммуникация» (лат.сommunication – делать общим, связывать, общаться) в разных (различных) научных источниках (философских, психологических, педагогических, социологических, культурологических) трактуется совершенно по-разному.
В данной работе под коммуникацией понимается достаточно сложный (многоплановый и многоаспектный) процесс общения двух и более лиц, в ходе этого процесса происходит обмен информацией (лица что-то друг другу сообщают), лица в процессе общения (коммуникации) могут понимать (или нет) эмоциональное состояние друг друга; процесс коммуникации может приводить (или не приводить) к совместной деятельности друг с другом. В идеале – в результате коммуникации между людьми устанавливается взаимопонимание, происходит обогащении жизненного опыта друг друга, расширяется кругозор, развивается эмоционально-волевая сфера общающихся (назовем их коммуникантами или партнерами по общению) [5].
В приведенной выше трактовке понятия «коммуникация» используют для раскрытия ее (коммуникации) сущности понятие «процесс». Можно было бы (и это также было бы справедливо, с учетом различных научных течений, подходов в объяснении смысла коммуникации) использовать понятие «деятельность». Тогда коммуникация была бы определена нами как один из видов деятельности, которая имеет цель, систему последовательных действий, результат, характеризуется своеобразием отношений каждого из коммуникантов к содержанию этой деятельности.
Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык и речь неразрывно связаны, представляют собой единство, которое выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей.
Проанализировав разные точки зрения, которые представлены в научной литературе, можно прийти к выводу: единого определения понятию коммуникативно-речевые навыки. Однако достаточно четко прослеживаются два подхода к раскрытию сути коммуникации:
а) коммуникативно-речевые навыки в узком смысле – это передача информации с использованием различных каналов и знаковых систем, коммуникация как аспект общения;
б) коммуникативно-речевые навыки в широком смысле – это общение между людьми, многоплановый процесс, достаточно специфический вид человеческой деятельности, процессе которого каждый из ее участников имеет возможность для самовыражения, для проявления своего темперамента, черт характера, уровня интеллектуального, нравственного, эмоционально-волевого развития.
С точки зрения многих психологов, именно в коммуникативно-речевых навыках формируется способность человека, в том числе и ребенка, понимать разнообразие типов темпераментов, характеров, стилей мышления и поведенческих, речевых реакций. Также в процессе коммуникации формируется и развивается способность адаптироваться к непривычным ситуациям, обстоятельствам взаимодействия людей друг с другом.
С позиций же многих педагогов, коммуникативно-речевые навыки важны для личности в качестве своеобразного инструмента освоения мнений, оценок, взглядов, суждений других лиц, а также в процессе педагогически правильно организованной коммуникации ребенок учится регламентировать свои поведенческие и речевые реакции, усваивает речевые нормы, правила этикета и др. Кроме этого с педагогической точки зрения, коммуникативно-речевые навыки важны для развития перцептивных, эмпатийный способностей личности, для развития эмоциональной и духовно-нравственной сфер личности.
Для дошкольников в коммуникативно-речевой деятельности важен процесс освоения невербальных средств общения (в частности, жестикуляция, «контакт глазами», прикосновения, мимика, пожатие руки, объятия, пантомимика, поцелуи и др.).
Общение даже в дошкольном возрасте осуществляется на разных уровнях. Самый примитивный уровень – фатический (от лат. fatuus – глупый), он предполагает простой обмен репликами, которые не имеют глубокого смысла. Информационный уровень предполагает обмен интересной для собеседников информацией, которая является источником их мыслительной (интеллектуально-познавательной), эмоциональной, поведенческой активности. Личностный уровень характеризует такое взаимодействие, при котором коммуниканты (субъекты общения) способны к самовыражению, самораскрытию, к пониманию особенностей другого человека [7].
Огромное значение в процессе формирования и развития коммуникативных навыков дошкольников играет процесс овладения ими (детьми) речевыми нормами (правилами культуры речи: нормативность, точность, ясность, понятность высказываний, грамотное произношение и др.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.