Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально коммуникативных умений у детей старшего дошкольного в

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности; использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Организацию образно-ролевых игр я осуществляю в трех направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение, анализ.
Подготовка к проведению: отбираю игру в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие игровой деятельности, активизация речи; устанавливаю соответствия отборной игры по программным требованиям воспитания и обучения детей в определенной возрастной группе; определяю наиболее удобного времени проведения сюжетно-ролевой игры; подготавливаю необходимый игровой материал для выбранной игры; заранее готовлюсь к игре: осмысливаю, изучаю весь ход игры; свое место в игре; методы руководства игрой; подготавливаю к игре детей: обогащая их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровых задач.
Проведение образно-ролевых игр включает: знакомлю детей с содержанием игры, с игровым материалом, который будет использоваться в игре; объясняю ход и правила игры; показываю игровые действия, обыгрываем вместе с детьми различные ситуации; подвожу итоги игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Игра становится методом воспитания и развития, если в ней четко определены игровые правила и действия. Прежде чем начать игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигалось различными приемами.
Для того чтобы переключить однообразные действия детей в игре, необходимо педагогу самому включится в игру, взять на себя новую роль и выполнять новые действия. В младшей группе педагог больше внимания уделяет организации игры. Он помогает будущим участникам сговориться, во что они будут играть. Сговор на игру требует согласования замыслов, определения игровой обстановки, распределения роли. В сговоре закладываются основы взаимодействия детей, формируются умения слушать друг друга, считаться с желаниями и интересами каждого. Оставаясь на «руководящей роли», воспитатель ненавязчиво направляет игру, одобряет положительное взаимодействие детей, успешное выполнение роли, предупреждает возникновение конфликтов. Очень важно не оставлять без внимания желание детей организовать игру по собственной инициативе. Именно желание, потому что не подкрепленное умением договариваться самостоятельно оно быстро исчезает. Детей среднего дошкольного возраста при сговоре на игру затрудняют главным образом распределение ролей и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога — учить детей при сговоре на игру вспоминать что- то интересное из своей жизни, рассказывать товарищам, а затем — вносить в игру. Присутствуя при обсуждении игры, воспитатель репликой, советом, напоминанием актуализирует их личный опыт. В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети — «лидеры», имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию. Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, намечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения. Задача педагога — предупреждать такую ситуацию. Соблюдается правило: «Кому много дано — с того много спрашивается».
Виды театрализованных игр дошкольников:
1. Настольные театрализованные игры, куда входят:
а) настольный театр игрушек; б) настольный театр рисунков.
2. Стендовые театрализованные игры:
а) стенд-книжка; б) фланелеграф; в) теневой театр.
3. Игры-драматизации, включающие:
а) пальчиковый театр; б) театр би-ба-бо; в) кукольный театр;
г) игра-драматизация с шапочками на голове; д) импровизация.
Своеобразие театрализованных игр дошкольников:
— строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;
— от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими они поданы в произведении со всеми характерными особенностями;
— действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;
— передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики), инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;
— состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.
Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа:
I — освоение литературного текста, который будет драматизироваться;
П этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).
Ш — сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.