Отметим, что по мнению ученых, более эффективным фактором формирование качеств личностной ориентированности процесса обучения и воспитание личности является учет его потребностей и интересов, которые согласованы с потребностями общества (И. Бех, А. Бойко, И. Зязюн, Лозовая, А. Мудрик, Н. Ничкало, Е. Косенко, В. Семченко, Т. Сущенко и др.).
Ф. Парсонс считал, что требования профессии соответствуют индивидуально психологическим качествам личности. По мнению Г. Мюнстерберга, основой профессионального выбора является согласование структуры личности и структуры профессиональных требований.
Отметим, что реалии вносят свои изменения в процесс формирования будущего специалиста. Именно поэтому субъект профессионального становления нуждается в высоком уровне адаптации в рамках различных профессиональных направлений.
С точки зрения акмеологического подхода профессиональное становление продолжается в течение всего периода активной профессиональной деятельности, то есть через модификацию ценностно-смысловой сферы меняется образ Я, расширяя общечеловеческий и профессиональный потенциал субъекта профессиональной деятельности (Н. В. Кузьмина, Л. Е. Орбан-Лембрик, А. К. Маркова и др.).
Л. Е. Орбан-Лембрик выделяет определенные требования для подготовки специалистов. Приведем пример: переосмысление целей и задач учебного процесса с позиций оптимального формирования профессиональных качеств будущего специалиста; соотношение индивидуальных и групповых форм обучения и подготовки и тому подобное.
Л. В. Кондрашова считает, что за годы учебы в высшем учебном заведении необходимо развивать у будущих специалистов способность к осознанию ведущей цели профессиональной деятельности и стимулировать в них желание работать в этой сфере.
В. А. Семченко считает, что необходимо систематически проводить комплексные широкомасштабные исследования для получения достоверных данных о психологии современного студента, тенденции изменений, которые происходят, проводить психологическую экспертизу педагогических новаций и предлагаемых организационных форм и технологий, психологическую подготовку административного и профессорско-преподавательского состава всей системы профессионального образования.
Исследовательница определяет, что деятельность студента как субъекта профессиональной подготовки является эффективной только тогда, когда она интегрируется с общей системой профессиональной подготовки. Она утверждает, что в течение обучения необходимо учитывать как реальные психологические качества будущих специалистов, так и дальнейшие тенденции развития этих качеств [5].
В работах Н. В. Чепелев выделена трёхблоковая концепция профессиональной подготовки будущего специалиста (на примере практического психолога):
1) подготовительный, то есть дифференцировка студентов по уровню их профессиональной пригодности к работе с людьми
2) диагностический, состоящий из процесса освоения студентами 2-3 курсов основ психодиагностики и самопознания, а также устранения личностных препятствий на пути личностно-профессионального роста;
3) личностно-профессионально коррекционный этап, то есть работа с выявленными на втором этапе профессиональной подготовки личностными проблемами студентов 3-4 курсов и формирование у них профессионально значимых умений с помощью активных методов обучения и психотерапии с проигрыванием обеих ролей – клиента и психолога.
Итак, профессиональное развитие личности напрямую связано с проблемой личного отношения человека к профессии и ее личностного роста в профессиональной деятельности. При этом процесс профессионального развития является неравномерным и гетерохронным, что связано с состоянием неустойчивости и неравновесия.
Студент как субъект учебной деятельности
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.