Данный подход рассматривает влияние культурной составляющей в процессе управления. Организация представляет собой не только рабочее место, объединяющее персонал, но и коллектив. Для таких организаций характерен дух сотрудничества и взаимозависимость, что позволяет работникам относиться к труду не как «каторге», а как к продолжению семейной жизни.
Согласно гуманистической концепции культура представляется как процесс создания реальности, которая помогает людям воспринимать события и действия определенным образом, для осмысления своего поведения. Сущность этого подхода представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Сущность гуманистического подхода к управлению персоналом
Положительная роль гуманистического подхода заключается в следующем:
1. Культурологический взгляд на организацию позволяет работникам развивать свои духовные и моральные качества. Гуманистический подход Человек – самостоятельная личность и главный субъект организации.
2. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. В отличие от экономической концепции влияние на людей происходит не за счет изменения заработных плат и пособий, а через получаемую ими информацию.
3. Организация способна легко адаптироваться к любой среде и сфере, оптимально переживать кризисные моменты.
4. Высокий уровень социализации работников.
В рамках гуманистического подхода была предложена метафора организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовать данный подход можно только в рамках управления человеком как самостоятельным существом, а не механизмом для рабочей силы.
В рамках органического подхода сложились концепции индивидуальной ответственности и командного менеджмента. Больше внимания стало уделяться подбору кадров, отношениям в коллективе, самостоятельности и оперативности в решении различных вопросов.
Данная концепция предусматривает следующие модели поведения персонала: