С одной стороны, отрицательные проявления, дисгармония в структуре личности, урезание ранее установленной системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым свидетельствуют о сложном периоде, с другой стороны, подростковый возраст также характеризуется многими позитивные факторы, такими как: увеличивается самостоятельность ребенка, все больше отношений с другими детьми и взрослыми становятся разнообразными и значимыми, сфера его деятельности значительно расширяется
Это выход ребенка на качественно новую социальную позицию в котором его сознательное отношение формируется к самому себе как к члену общества. [13]
Формирование личности — это процесс, который позволяет овладеть определенной областью общественного опыта. Фактически в результате этого развития формируются новые мотивы и потребности, их трансформация и подчинение. Второе «рождение» личности (после А. Н. Леонтьева) происходит именно в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов собственного поведения и возможностью самообразования. Это проявляется в проявлении стремления и способности реализовывать собственные мотивы и активно работать над их подчинением и перестройкой. [12]
Наиболее важной особенностью подростков является постепенный переход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке с возрастающей зависимостью от внутренних критериев. Идеи, по которым у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основная форма самосознания подростка — это сравнение с другими людьми: взрослыми, сверстниками. [13]
Основными мотивирующими характеристиками этого периода, связанными с активным стремлением к самосовершенствованию, являются самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается желание быть похожим на взрослых, требующих правильного отношения к себе как к взрослому.
В то же время он все еще не в полной мере отвечает требованиям взрослой жизни. Стремление к юности усиливается тем фактом, что взрослые сами начинают относиться к молодым людям уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.
В дополнение к взрослым, их старшие сверстники могут стать образцом для подражания для подростков. Тенденции такие же, как и они, и не молодые люди растут с возрастом. [6]
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется во время общения с окружающими его людьми. Но самооценка молодых подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может происходить немотивированное поведение. [13]
Однако тот факт, что подростки сохраняют в своей психологии и поведении многие чисто детские черты, в частности их недостаточно серьезное отношение к домашней работе, а также неспособность действовать ответственно и независимо, часто препятствует быстрому изменению отношения. от подростка до взрослого.
И все же задержка взрослого в изменении отношения подростка в правильном направлении почти всегда провоцирует сопротивление подростка.
В неблагоприятных условиях это сопротивление может перерасти в постоянный межличностный конфликт, сохранение которого часто приводит к задержкам в личностном развитии подростка. Он развивает апатию, отчуждение, укрепляет веру в то, что взрослые вообще не способны понять, что это. В результате именно в этот момент жизни, когда подросток особенно нуждается в понимании и поддержке взрослого, он теряет возможность влиять на него.
Выраженные психологические особенности подросткового возраста называют «подростковым комплексом». «Подростковый комплекс» включает перепады настроения — от безудержного веселья до уныния и наоборот — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, которые действуют попеременно.
В трудах психологов и педагогов мы находим описание изменений, происходящих в характере ребенка в эти годы, нарушений психического равновесия и, в первую очередь, непонятных и непримиримых противоречий. Подростки чрезвычайно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственной вещью, достойной интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование.
Реакция эмансипации — это, в частности, подростковая реакция. Эта реакция возникает у подростков с чрезмерной опекой со стороны старших, с мелким контролем, когда она лишена минимальной независимости и свободы, с ними обращаются как с маленьким ребенком. Проявление реакции эмансипации очень разнообразно. Это можно почувствовать в повседневном поведении подростка, в желании везде и всегда действовать по-своему, самостоятельно.
Одним из крайних проявлений такой реакции являются побег из дома и бродяжничество, вызванное желанием «жить свободной жизнью». [один]
Подростки имеют желание глубже понять себя, понять свои чувства, настроения, мнения, отношения. Жизнь подростка должна быть наполнена осмысленными отношениями, интересами, опытом. Именно в подростковом возрасте начинает формироваться определенный круг интересов, который постепенно приобретает определенную стабильность. Интерес развивается в психологическом опыте других людей и в их собственном. [13]
Стили взаимоотношений в семье и поведения подростков
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.