В этом возрасте усиливается роль и удельный вес словесно-логической, смысловой памяти и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее отображения. В силу возраста относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у старших дошкольников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее и сильнее могут удерживать хранимые в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Старшие дошкольники склонны к механическому запоминанию, без понимания семантических отношений внутри заученного материала.
Память старшего дошкольника развивается в двух направлениях ‒ произвольности и осмысленности. Дети неосознанно запоминают материал, вызывающий их интерес, представляя в игровой форме, связанные с преимуществами или яркие образы, воспоминания, и др. Но, в отличие от младших дошкольников, они способны специально произвольно запоминать материал [1].
Доминирующей функцией в старшем дошкольном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Мышление начинает отражать существенные свойства и характеристики объектов и явлений, что дает возможность сделать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить основные выводы. На этой основе, постепенно ребенок начинает формировать основные научные концепции. Аналитико-синтетическая деятельность в начале старшего дошкольного возраста по-прежнему является очень простой, в основном на стадии четко эффективного анализа, основанного на непосредственном восприятии объектов [14].
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте следующие:
1) воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
2) оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
3) воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [4].
Основная тенденция развития воображения в старшем дошкольном возрасте является совершенствование воссоздающего воображения. Это связано с представлением ранее воспринимались или создание образов в соответствии с описанием, схема, рисунок и т.д. Воссоздающее воображение улучшается за счет более точного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанных с преобразованием, обработкой впечатления от прошлого опыта, соединяет их в новых комбинациях, сочетаниях [10].
В целях развития воображения нужны наличествующие конкретные условия:
1) эмоциональное общение с взрослыми;
2) предметно — манипулятивная деятельность;
3) необходимость разных видов деятельности [2].
При развитии воображения старшего дошкольника, необходимо знать, что материалом для его фантазий служит весь окружающий мир, каждое впечатление, которое в нем запечатлевается, и это впечатление должно соответствовать дошкольному возрасту [3].
Творческое воображение обусловлено теми способами преобразования впечатлений, которые дошкольник использует в игровой и художественной деятельностях. Способы и приемы воображения интенсивно осваиваются, именно, в старшем дошкольном возрасте. Ребенок не создает новых ранее небывалых образов, а преобразует уже ему известные, при этом используя те приемы, которые соответствует творческому воображению (антропоморфизация, агглютинация, гиперболизации и др.). Вследствие усвоения данных приемов и способов создания образов и образы принимают разнообразный, богатый, эмоциональный, пронизанный, эстетическими, познавательный, личностный смысл [12].
При развитии воображения у старшего дошкольника нужно опасаться следующих опасностей. Формирования страха посредством появления в воображении отрицательных образов. И опасности ухода ребенка в собственный мир, порожденный фантазиями. Во избежание этих опасностей нужно в старшем дошкольном возрасте помогать детям реализовывать свои замыслы, помогать подчинять их воображение конкретным целям, тем самым, делая его продуктивным [5].
Ссказка как средство развития игры фантазировоания у детей 507 лет
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.