Анализируя творческое задание, ученик определяет необходимые для его выполнения технологические операции, подбирает материал и инструменты; определяет последовательность выполнения действий; сравнивает и определяет общее и отличное в способах выполнения аналогичных трудовых заданий; обобщает способы выполнения трудового задания. На основе таких мыслительных действий и развивается интеллектуальная сфера личности. Кроме того, в процессе выполнения трудовых действий ученикам приходится делать определенные расчеты, они получают сведения об объектах и средствах труда (материалы и инструменты), учатся применять знания по другим предметам (т.е. осуществляются межпредметные связи); речь школьников обогащается новыми словами, терминами, что в свою очередь положительно влияет на умственное развитие личности.
Важным фактором развития интеллектуальной сферы личности в художественно-трудовой деятельности является положительное отношение к ней. Его возникновение зависит от мотивов деятельности, ее конечного результата, общественной значимости, эмоционального состояния, вызванного конечным продуктом и самим процессом деятельности, а также от учета индивидуальных потребностей учащихся и значение труда для их удовлетворения [7].
Эмоциональное развитие личности, что осуществляется в процессе художественного творчества, не только повышает аффективное волнение, но и через осознание цели, определение способа и характера трудовых действий, оценку событий и явлений действительности приводит к возникновению побуждений, которые субъективно переживаются, к взаимодействиям с предметным миром в стремление изменить его, самого себя [14].
Художественно-трудовое творчество влияет на социальное и духовное развитие школьника, поскольку именно в этой деятельности они овладевают социальным, нравственным и трудовым опытом. Они непосредственно сталкиваются с реальной действительностью, практическими задачами, конкретными жизненными ситуациями, которые связаны с преодолением трудностей и требуют от них волевых усилий, самостоятельных решений, согласованных действий. Для ученика его практическая деятельность воплощается в продукте, созданном своим трудом и своими руками. Первые сильные впечатления, знания, социальный опыт и привычки нравственного общения он приобретает в практической деятельности.
Художественно-трудовая деятельность характеризируется, прежде всего, тем, что она завершается предметным результатом, материальным продуктом. Важная характеристика такого материального результата — его общественная значимость, польза людям и обществу [4].
Значительное влияние этого вида предметно-преобразовательной деятельности на школьника заключается еще и в том, что она ускоряет социальную зрелость личности. Как убеждает практика, дети, которые рано вовлекаются в трудовую деятельность и художественное творчество, отличаются большой самостоятельностью, ответственностью, рассудительностью. Они уверенно берутся за дело, более настойчиво преодолевают трудности, им понятнее труд взрослых, они глубже осознают значение результатов труда взрослых, их цену. У них рано формируется хозяйственное, бережное отношение к средствам и результатам труда, к общественному добру [25].
Большая роль художественно-трудовой деятельности и в духовном развитии личности, которое рассматривается как процесс и результат формирования высших идеалов, становление и развитие внутренних общечеловеческих ценностей: доброты, милосердия, честности, справедливости, а также развитие таких душевных качеств, как открытость, красота, чистота, вера, надежда, любовь, терпение, радость, простота, сердечность, мудрость и тому подобное.
Художественное творчество влияет на формирование у школьников таких национально-культурных ценностей, как трудолюбие, способность к ответственности за содержание своей жизни, понимание и учет интересов и потребностей других людей, стремление к гармонии между внутренним и внешним миром, благотворительность и тому подобное. Привлечение подростков к благотворительной и милосердной деятельности, к возрождению народных ремесел и промыслов дает возможность для развития национального самосознания, духовных ценностей. Но творчество оказывает на личность развивающее влияние лишь при условии, если оно вызывает у нее положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой.
Включаясь в специально организованную внеурочную деятельность, школьник каждый раз подвергается воспитательным воздействиям, выступает в новой роли, и это требует от него сознательного выполнения новых функций. Многогранность воспитательного воздействия различных форм и средств внеурочной деятельности широко раскрывает мир других людей, на поступках и поведении которых школьники учатся любить и уважать окружающих [22].
В процессе внеурочной деятельности развиваются и формируются гуманистические ценности, такие важные качества личности, как ответственность, которая становится мотивом деятельности, управляющим звеном в случае выбора Школьник учится отвечать не только за свое поведение, но и за свои поступки, позиции, мнения.
Эти и многие другие аргументы позволяют увидеть во внеурочной деятельности благоприятную почву для целостного развития, формирования жизненной активности учащихся разных возрастных групп.
Средства организации педагогического руководства детским художественным коллективом студии ДПТ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.