В частности: об обучении детей с семилетнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями учащихся-отличников средней школы (1944) и др. А в 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР.
Многолетняя образовательная реформация неизбежно привела к заметному изменению социокультурного облика советского общества. К середине прошлого столетия человек с хорошим образованием уже не воспринимался как редкость (что было характерно для предвоенного времени), а стал вполне рядовым явлением.
Прямо пропорционально возросшему уровню образованности, возросли и жизненные притязания и запросы граждан, подверглись трансформации их жизненные ценности и установки.
С начала 60-х гг. ХХ века происходят некоторые изменения в образовательной политике нашей страны. С одной стороны, образование все так же остается в числе провозглашаемых государственных приоритетов, с другой — возросшая бюрократизация сферы образования, начинает заметно тормозить ее прогрессивное развитие. Такое негативное влияние лишь слегка наметилось в те годы, и с лихвой перекрывалось многими положительными аспектами: высоким уровнем педагогического мастерства, активным внедрением прогрессивных образовательных методик.
Первые признаки образовательного кризиса появились в 1970-х гг. В стране наметился дисбаланс в профессиональной структуре общества. Переизбыток интеллектуальных кадров привел к дефициту профессионалов рабочих специальностей.
Такая ситуация отразилась на системе общеобразовательных средних школ. В середине 1980-х гг. сократился прием учащихся в 9-классы, дабы сориентировать молодежь на поступление в профессионально-технические училища и техникумы. Кроме того для учащихся 9-10 классов средней школы было введено обязательное обучение любой рабочей специальности в рамках общешкольного образования. Однако, такие меры вызвали возмущение в рядах молодежи, и трактовались как посягательство на гражданские права. Через несколько лет данная реформа была признана несостоятельной.
В 90-х гг. ХХ века , с приходом кардинальных изменений в экономической политике государства и переходом на рыночную систему отношений, школьное образование испытало серьезные потрясения, невольно заняв иждивенческую позицию. Капиталистическая модель социального устройства диктовала свои условия и правила. Культ денег, как главной составляющей жизненного успеха, существенно подорвал престиж образования в обществе, который прежде, в «доперестроечное» время, был достаточно высок. Общеобразовательная школа в 90-х гг. испытывала огромный недостаток финансирования со стороны государства . Пропаганда приоритетности материальных ценностей и стремления к «легкой жизни» обесценили многие нравственные идеалы среди подрастающего поколения и вытеснили духовные потребности. Увы, школа постепенно стала утрачивать свой авторитет, ее социализирующая функция с каждым годом теряла свою значимость.
Какие изменения произошли в системе школьного образование на стыке XX–ХXI вв.? Безусловно, являясь зеркалом общей ситуации в стране и обществе, школа, как социальный институт, ощутила на себе все изменения и трансформации, происходившие в России на рубеже веков. Рассматривая состояние современной школы, мы с уверенностью можем сказать, что те глобальные экономические и политические сдвиги, которые происходили в стране , несомненно коснулись всей социальной сферы, и системы школьного образования, в частности. Поэтому оценивать состояние школьной системы мы не можем в отрыве от общесоциальной ситуации данного периода.
Правительство России в 2001 году приняло Концепцию модернизации образования на период до 2010 года. Этим самым ставилась задача по разработке стратегии, призванной сделать образовательную систему инструментом модернизации государства. Отметим, что главные тезисы, затронутые в Концепции, касались высшего образования и науки. Но вопросы реформирования и определения перспектив средней школы так же были широко рассмотрены.
Приоритетными направления в рамках Концепции были названы следующие:
— школа должна стать первостепенным образовательным институтом, развитие которого обеспечивается достаточным финансированием со стороны государства по всем основным аспектам;
— государственная политика в отношении школы должна занять статус ее социальной защиты, так как школа не должна вовлекаться в рыночные отношения на правах самостоятельной структуры;
— государственная политика относительно школьного образования должна стать дифференцированной, учитывающей интересы различных типов и видов образовательных организаций, учащихся, их родителей и педагогов;
— требуется повсеместно внедрять новые педагогические концепции, базирующиеся на демократических идеях сотрудничества различных субъектов школьной системы ;
— школьное образование должно нести гуманистический характер, строиться на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья учащихся, свободного развития личности.
Реалии нынешней ситуации в системе школьного образования, говорят нам о том, что объективное положение вещей далеко от намеченного , и состояние дел в школе все еще остается неудовлетворительным. Многие инновации , пришедшие в школу в процессе модернизации были встречены критикой со стороны педагогических коллективов.
Подробнее аспекты современной школьной проблематики, мы рассмотрим в третьей главе.
средняя школа как социальный институт, проблемы соц. управления в современном российском обществе
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.