Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Специфика жанра лирической оперы (на примере оперы «Демон» А. Рубинштейна)

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Первым образцом русской лирической оперы считают «Русалку» (1856) А.С. Даргомыжского. Все вышеперечисленные черты в ней присутствуют. Но процесс формирования жанра в русской музыке шел достаточно автономно. Хотя зарубежные оперы, безусловно, оказали влияние на русский оперный театр, все же это не был полностью «импортированный» жанр.
В ряду опер-предшественниц «Русалки» — как знаменитые оперы М.И. Глинки («Жизнь за царя», 1836 и «Руслан и Людмила», 1842) так и менее известные сочинения Степана Ивановича Давыдова (1777-1825) с его «Лестой, днепровской русалкой» (1805), Катерино Альбертовича Кавоса (1775-1840) — «Светлана» (1822), «Жар-птица» (1822), «Иван Сусанин» (1815) и др.
Черты лирической оперы возникли в русских операх в самом начале формирования национальной традиции. Процесс шел в трех направлениях:
«- кристаллизация «личностных» качеств лирического героя;
— расширение круга традиционных оперных форм путем «внедрения» песенно-романсовых жанров, способствующих углублению лирической характеристики;
— формирование мотивов, составляющих интонационный «словарь» лирической оперы».
Все эти признаки отчетливо прослеживаются в сочинениях, написанных в середине XIX века, и в особенно концентрированном виде – в « Русалке» Даргомыжского. В ее сюжете главным является раскрытие внутреннего мира Князя, главного героя, параллельно с ней развиваются другие сюжетные линии и персонажи – Наташа и Мельник. Композиция – наиболее типичная для лирической оперы трехактная, при этом экспозиция довольно развернутся за счет введения жанровых сцен. Развитие основной драматургической линии происходит очень интенсивно, но при этом сопровождается разного рода «отступлениями», создающими эффект «отстранения», из-за этого драматический конфликт укрупняется, но разрешение его решается камерными средствами – в решающей сцене участвуют только основные персонажи. Таким образом, кульминация и развязка совпадают, и это дает большую эмоциональную интенсивность переживания.
В центре сюжета, как уже упоминалось – несколько главных персонажей, показ и развитие образов которых составляет основной предмет внимания. Их сольные высказывания при этом приобретают особую весомость. Как правило, это ариозо, ария или сольная сцена-монолог. Каждый из вариантов обладает своими особенностями:
«- ариозо наиболее естественно в условиях постоянной смены эмоционально-психологических настроений, так как обладает лаконичными масштабами и фиксирует отдельную грань душевного мира героя;
— ария сохраняет свое значение развернутого сольного номера, связанного с длительным выражением одного переживания или чувства, в связи с этим наиболее естественно положение арии на экспозиционном или заключительном этапе развития музыкальной характеристики персонажа;
— сольная сцена-монолог с максимальной достоверностью воспроизводит эволюцию душевного мира героя, изменения его эмоционально-психологического состояния в процессе осмысления и переживания какого-либо события».
Из-за особого внимания на взаимоотношениях героев среди ансамблевых оперных форм большое значение приобретают разного рода диалоги, здесь обозначается и развивается основной конфликт, приходят во взаимодействие персонажи, и это взаимодействии может приводить к разного рода столкновениям.
В лирической опере хор чаще всего есть, но он не является участником развития основного конфликта. Он лишь создает общую атмосферу и оттеняет основную линию.
В целом все вокальные номера оперы строятся на песенно-романсовых интонациях, это важный и необходимый критерий определения жанровой принадлежности к лирической опере. Именно эта интонационная сфера способна выразить весь спектр эмоций персонажей. Подробнее об этом пойдет речь при разговоре о конкретной музыке – о «Демоне» А. Рубинштейна.

Picture of Ирина Корнилова
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.