Таким образом, внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации
1.2 Специфика технологий социально-педагогической деятельности
Разработка и внедрение социально-педагогических технологий в работе социального педагога основывается на следующих принципах:
• Индивидуально-личностный подход к клиенту;
• Опора на положительные стороны личности;
• конфиденциальность;
• Командная работа различных специалистов в ходе решения проблемы [13, с.155].
Социально-педагогические технологии содержат обучение прежде всего новым профессиям, средствам обеспечения собственного существования и жизни своей семьи с помощью средств, адекватных изменившимся условиям. Это бизнес-инкубаторы, школы лидеров, избирателей и тому подобное.
Рядовой функцией социальной педагогики является содействие семьям в преодолении школьных трудностей их детей. Это осуществляется с помощью личностной диагностики и анализа школьных трудностей, а также организации групп и классов выравнивания с приложениями инновационных авторских учебных методик, позволяющих преодоление осложнения.
Важные составляющие такой работы — супервизия, профессиональное наставничество опытных специалистов социальной работы и социальной педагогики над коллегами, которые только начинают работать.
Другой важной частью такой работы является взаимодействие с семьей трудного ребенка, выявление его проблем, оказание помощи ребенку и его близким. Возможно, взрослые члены семьи не имеют нужной компетенции, чтобы заметить и оценить негативные процессы, происходящие с ребенком, они не знают, как вести себя в такой ситуации, чем помочь ребенку. Иногда причина кризисной ситуации в семейных отношениях заключается в малообеспеченности или бедности. Такие семьи нуждаются в материальной помощи. Кроме того, семьи очень мало информированы о своих правах во взаимоотношениях с образовательной системой, об источниках социальных ресурсов, способны их поддержать. Наконец, члены семьи могут быть асоциальными субъектами, пренебрегают выполнения своих родительских обязанностей. Если социально-воспитательная работа с ними не дает результатов или невозможна, необходимо ставить вопрос об изъятии ребенка (детей) из семьи и о дальнейшем устройстве ее судьбы [14].
Анализ литературы по теории и практике социальной педагогики позволяет выделить следующие этапы использования социальных технологий:
1) теоретический, который предусматривает обоснование цели и объекта технологического воздействия, выделение составляющих компонентов социального процесса и выяснения связей между ними;
2) методический, который связан с подбором методов и средств воздействия, сбором и анализом информации, определением принципов преобразования результатов анализа в выводы и рекомендации;
3) процедурный, связанный с практической деятельностью по апробации разработанного алгоритма использования методов и средств.
Таким образом, структура любой технологии в социально-педагогической работе определяется наличием:
а) научно-обоснованной программы, согласно которой решается данная проблема;
б) заданного алгоритма как системы последовательных операций на пути достижения результата;
в) определенного стандарта деятельности в качестве критерия успешности.
Социально-педагогические технологии очень разнообразны, поскольку разнообразен весь мир, жизнь и отношения между людьми и человеком и его окружением (окружающей средой) [15, с.423]
Стоит отметить, что технологии социальной работы выполняют ряд функций:
диагностическая, которая заключается в анализе социальных проблем, выяснении их причин, исследовании проблемного пространства социальной ситуации конкретных клиентов;
прогностическая, что предполагает выявление и учет отдельных граждан или сообществ, которые относятся к группам социального риска и прогнозирования возможных изменений;
системно-моделирующая, которая способствует установлению объема, форм и методов социально-педагогической помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обоснованию системы оказания помощи на различных уровнях;
организационная, которая заключается в разработке, ресурсном обеспечении, реализации и оценке социальных проектов, направленных на решение социально-педагогических проблем, помощи определенной категории клиентов;
активационная, что предполагает активизацию потенциала собственных возможностей индивида, семьи, группы а также организацию само- и взаимопомощи;
практическая, которая заключается в предоставлении различных видов помощи в ситуациях жизненных трудностей, организации консультаций и тренингов для улучшения отношений между людьми, содействии в оформлении документов и прочее;
предписывающий-управленческая, предусматривающий координацию деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений социальной направленности, участие в формировании социальной политики, подборе в воспитании кадров, а также менеджмент органов социального управления;
эвристическая, которая способствует углублению понимания социальных проблем, улучшению образовательной и общекультурной подготовки социальных педагогов и повышению их квалификации [1, С.22].