При рассмотрении второго метода – фонетического, была выделена главная задача: употребление звуков речи с целью выработки нужных качеств. Например, пение на гласных. При вокализации в некоторых случаях глухие согласные выключают работу голосовых связок, а звонкие наоборот усиливают. Мы можем заменить глухие звонкими либо наоборот звонкие глухими. Также отдельно выделенной задачей является пение на «улыбке». В практической работе с учениками, особенно в мутационный период, при ограничении громкости и аккуратности исполнения, этот метод достаточно применим.
Третьим методом, подлежащим рассмотрению, выступает объяснительно-иллюстративный и репродуктивный метод. Данный метод подразумевает работу с детьми на основе подражания за педагогом. Используется «показ не только позитивный, но и негативный. Дети должны выбрать сами нужный вариант. Иначе подражание будет слепое, а не осознанное». Метод является многогранным, и на ученика с проявлением мутации может влиять по-разному.
Четвертым рассматривается метод мысленного пения. Можно назвать данный метод методом «про себя». «Мысленное пение учит внутренне сосредотачиваться, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу», что немаловажно при работе с подростками в мутационный период. Главной задачей педагога при этом методе является охрана голоса ребенка, как и при всех других методах, рассмотренных ранее.
Заключительным методом рассматривается метод сравнительного анализа, позволяющий ребенку давать оценки певческому звуку: нравится – не нравится, красивый – не красивый. «Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус». Говоря о задачах, которые ставят педагоги подросткам, то тут задачи не совпадают с задачами данного метода. Подросток, находясь в периоде мутации, не должен сравнивать и анализировать свое исполнение, так как его голос находится в переходном и нестабильном состоянии.
На сегодняшний день не существует единой точки зрения о необходимости занятий в мутационный период, равно, как не существует единой методики преподавания пения в подростковый период. Главным результатом этой деятельности должны стать определенные положительные достижения подростка, его хорошее самочувствие, уверенность в себе и психологический комфорт. Определяющим критерием выбора методики является принцип сообразности физиологического и психологического состояния ребенка и то, что в этот период подросток не оставлен в одиночестве со своей проблемой. Приоритетными являются те приемы и методы, которые помогут не потерять подростку веру в себя позволят сохранить интерес к вокальному искусству.
Важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание. В широко известном афоризме «школа пения – это школа дыхания» очень правильно отмечается огромная роль дыхания как фундамента, на котором формируется певческий голос. Певческое дыхание – это особая приспособительная деятельность дыхательной системы во время пения. Оно требует постоянного развития, систематической тренировки, ибо развитое, продолжительное, гибко управляемое дыхание – больше достоинство певца.
В распевках нужно добиваться ощущения «пения головой», развивать головной регистр. В этом случае полезно произносить в вокализации букву «У» потому, что она способствует вызову головного голоса», это вытекает из механизма образования гласной буквы «У»: активизируется работа голосовых связок и дыхания. Гласный звук «У» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое нёбо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.
Очень важным и эффективным методов на начальном этапе является показ педагога. Педагог должен демонстрировать яркое и эмоциональное пение (обязательно готовиться к занятиям). Не надо отвергать игровые приемы в работе с мальчиками 8-11 лет, они охотно откликаются на эту форму деятельности и намного быстрее усваивают учебный материал.
Проанализировав рекомендации педагогов-вокалистов и хоровых дирижеров по особенностям певческой деятельности мальчиков в до мутационный период, мы пришли к следующим выводам:
– главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителей;
– важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание;
– нельзя допускать сильного перенапряжения гортани при пении, то есть нельзя кричать;
– нужно делать небольшие перерывы в занятиях, если у мальчика появляются болезненные ощущения;
– правильное воспитание голосов мальчиков заключается в умении петь легким, светлым звуком, и умении пользоваться головным резонатором.
Проанализировав имеющиеся на сегодня подходы к осуществлению певческой деятельности мальчиков в период мутации, мы выяснили:
– пение больше напрягает голосовые мутации, мы выяснили;
– от интенсивного голос, слабеет, а при слабом пении голос крепнет;
– защитная функция привального голосообразования состоит в предупреждении заболевании гортани, компенсации вредных влияний, развитии голоса и подготовке к возможным нагрузкам при условиях эко логичности методов обучения;
– именно индивидуальные занятия сольным пением в академической манере два раза в неделю в период мутации создают программу защиты фонационной системы, процессы которой корректируются и контролируются преподавателем;
– динамический контроль мутации должен осуществляться специалистом-фониатором.
Специфика работы с хором мальчиков
- Ирина Корнилова
- Музыка
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.